Задания и ответы по олимпиаде муниципального этапа ВСОШ Русский язык для 7, 8, 9, 10 и 11 класса г. Москва 16.11.2024. Всероссийская олимпиада школьников проводится в школах г. Москва. Решать данную олимпиаду мы будет во время её проведения. Получить задания и авторские ответы ВСОШ Муниципальный этап Русский язык, вы можете по ссылке ниже.
Скачать ответы ВСОШ Муниципальный этап Русский язык 16.11.2024
В качестве подготовки к олимпиаде, давайте разберём задания прошлого года с ответами. Всероссийская олимпиада школьников по Русскому языку. Муниципальный этап.
ВСОШ Русский язык ответы и варианты 7 класс
Задание 1. Учёные-лингвисты изучают этимолого-словообразовательные гнёзда слов русского
языка. При этом в такое гнездо могут входить и заимствованные из других индоевропейских языков слова. Указаны некоторые слова, входящие в одно из таких гнёзд. Заполните пропуски, восстановив элементы данного гнезда. Слова запишите в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ (кроме слова 1). Слова, записанные в другой форме, не будут засчитываться как верный ответ. В праславянском языке личная форма *meljǫ соответствует современной глагольной словоформе (1) _. В это же гнездо входят слова и других частей речи, среди которых прилагательное (6 букв) (2) _ с тем же
историческим. Интересным является соответствие двух существительных – (3) _ корнем и (4) _, в современном русском различающихся лишь конечным звуком, при этом у слова (4) имеется в современном русском языке однокоренное приставочное существительное тоже женского рода (5) _, обычно сочетающееся с прилагательными каменистая, галечная, речная. В это же гнездо входит несколько слов с восточнославянским (6) _ (назовите фонетическое явление, запишите существительное в начальной форме), которое представлено в существительном (7) _ и в отличающемся от него лишь мягкостью последнего согласного звука глаголе (8) _. Этот глагол
часто употребляется во фразеологизме со значением «говорить что-либо вздорное, болтать».
Также исторически родственными всем указанным словам являются три существительных – (9) _, (10) __, (11) _. При этом слово (9) называет некоторое сооружение, механизм работы которого изначально связан с ветром; слово (10) называет всеми любимое кушанье из того продукта,
который получают по результатам работы сооружения, названного словом (9). Наконец, слово (11), отличающееся от слова (4) лишь одной буквой, называет некоторое существо, которое, в соответствии с древним значением корня, «раздробляет» (повреждает), например, шерсть, мех.
Ответ на первое задание:
(1) мелю
(2) мелкий
(3) мел
(4) мель
(5) отмель
(6) полногласие
(7) молот
(8) молоть
(9) мельница
(10) блин
(11) моль
Задания 2–3. Проанализируйте две колонки. Порядок слов в них произвольный. Определив
закономерности подбора слов, восстановите верный порядок следования слов для
каждой из колонок.
Порядок следования запишите цифрами без каких-либо дополнительных знаков
- Колонка № 1
1) божество
2) невежество
3) ханжество
4) многолюдство
5) верхоглядство
6) тунеядство
7) рождество
8) тождество
9) малолюдство - Колонка № 2
1) поджигательница
2) жечь
3) поджигать
4) поджечь
5) поджигатель
Ответы на 2 и 3 задание:
Колонка № 1: 496578231
Колонка № 2: 24351
ВСОШ Русский язык ответы и варианты 8 класс
Задание 1. Учёные-лингвисты изучают этимолого-словообразовательные гнёзда слов русского
языка. При этом в такое гнездо могут входить и функционирующие в русском языке заимствованные из других индоевропейских языков слова. Указаны некоторые слова, входящие в одно из таких гнёзд. Заполните пропуски, восстановив элементы данного гнезда.
Слова запишите в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ кроме слова 1 и слова 3.
В праславянском языке личная форма *meljǫ соответствует современной глагольной словоформе (1) _. В это же гнездо входят слова и других частей речи, среди которых существительное (2) _, являющееся по своим лексико-грамматическим признакам (3) _ (укажите термин). Этим же
признаком (3) обладают слова студенчество, хлам, листва. В одном из своих значений слово (2) называет деньги. В другом своём значении слово (2) имеет однокоренной, входящий в то же
гнездо, синоним (4) _, заканчивающийся на такое же сочетание букв, что и существительное со значением «тонкий свежесрезанный прут для телесного наказания». В это же гнездо входят:
слово (5) _ (имя существительное, 3 буквы), являющееся производящим для прилагательного (6) _, которое в одном из своих значений включается в тематическое поле цветообозначений, а в другом является термином; глагол (7) _(8 букв) и существительное (8) _, которые связаны словообразовательными отношениями в современном русском языке, при этом суффикс слова (8) – – б- является непродуктивным в современном русском языке и встречается в существительных с общим значением «наименование действия как процесса»; существительное (9) _, которое называет человека по роду занятий; существительное (10) _, отличающееся от слова (5) двумя буквами и называющее некоторое существо, которое, в соответствии с древним значением
корня, «раздробляет», повреждает, например, шерсть или мех.
Ответы на первое задание:
Модель ответа и критерии оценки
(1) мелю
(2) мелочь
(3) собирательным/собирательное
(4) мелюзга
(5) мел
(6) меловой
(7) молотить
(8) молотьба
(9) мельник
(10) моль
Задания 2–3. Проанализируйте две колонки. Порядок слов в них произвольный. Определив
закономерности подбора слов, восстановите верный порядок следования слов для каждой из колонок.
Порядок следования запишите цифрами без каких-либо дополнительных знаков.
Колонка № 1
1) ванты
2) хлебопродукты
3) аксельбанты
4) рыбопродукты
5) фанты
6) мясопродукты
7) куранты
8) нефтепродукты
9) сухофрукты
Колонка № 2
1) пережиточно
2) жить
3) пережиточный
4) пережиток
5) пережить
Ответы на 2 и 3 задание:
Колонка № 1: 824693175
Колонка № 2: 25431
ВСОШ Русский язык ответы и варианты 9 класс
Задание 1. Учёные-лингвисты изучают этимолого-словообразовательные гнёзда слов русского
языка. При этом в такое гнездо могут входить и функционирующие в русском языке
заимствованные из других индоевропейских языков слова. Указаны некоторые слова,
входящие в одно из таких гнёзд. Заполните пропуски, восстановив элементы данного
гнезда.
Впишите в каждое поле для ответа только одно слово в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ
без пробелов и знаков препинания.
Данное гнездо этимологически однокоренных слов включает в себя как русские, так и заимствованные слова. В это гнездо входят два бесприставочных глагола русского языка – (1) _ и (2) _, причём оба они оказались «замешаны» в историческом изменении орфографии одного существительного (3) _, называющего возможного участника юридического процесса.
Форма глагола (1) послужила производящей базой для двух русских существительных (4) _ и (5) _, в которых раньше выделялись приставки и суффикс. Слова (4) и (5) называют отрицательные эмоциональные состояния человека, при этом в слове (5), в отличие от слова (4), можно выделить две исторические приставки. Глагол (2) включён в русском языке в очень большое гнездо исторически однокоренных слов, одно из них – (6) _ – существительное женского рода. Первоначально слово (6) имело значение «неизвестная» от утраченного *věsta – «известная», суффиксального образования от той же (< *vědta; dt > tt > ст) основы, что и (2).
Ответы на первое задание:
1) видеть
2) ведать
3) свидетель
4) зависть
5) ненависть
6) невеста
Задания 2-3. Анализ тональности текста в компьютерной лингвистике – метод, предназначенный
для автоматического извлечения эмоционально окрашенной лексики и эмоциональной оценки мнений авторов текстов (пользователей) по отношению к объектам, о которых идёт речь в тексте. Программа «АНТОН» выводит только прилагательные и наречия из предложенного текста, которые она считает оценочными, и присваивает им оценку: в данном случае, распределяет их на группы со значениями «+» и «–».
Иногда программа допускает ошибки – например, в случаях, если слово становится оценочным только в специфическом контексте, а в общеупотребительной практике оценочным не является, или при обратной ситуации (слово обычно является оценочным, а в данном контексте таким не является).
Особенные сложности у программы вызывают фразеологизмы, содержащие слова, которые являются оценочными только в данном фразеологизме. Пример правильной работы программы.
Для предложения <Ресторан «Рожки да ножки» – хороший, там всегда вкусный кофе, но персонал недружелюбный> программа выведет:
«+»: хороший, вкусный
«–»: недружелюбный
Примечание. Программа может вывести слово столько раз, сколько оно встретилось в
анализируемом тексте.
Задание. Дан текст:
Когда у меня была чёрная полоса в жизни, я решил посмотреть страшно интересный фильм «Чебурашка». Режиссёр этого замечательного фильма – светлая голова, поэтому, цитирую золотые слова моего друга, все, кто поставил фильму низкие оценки, будут скрежетать зубами, когда фильм войдёт в золотой фонд русской классики.
Результат, который вывела программа для этого текста:
«+»: интересный, замечательного
«–»: страшно
2.Выпишите слово, которое программа ошибочно посчитала оценочными в данном контексте.
3.Выпишите последовательно, как они встречаются в тексте, пять пропущенных программой прилагательных, которые являются оценочными в данном контексте.
Если слово встречается более одного раза, выписывайте его столько раз, сколько оно встречается.
Впишите в каждое поле для ответа только одно слово в той форме, в которой оно дано в тексте без пробелов и знаков препинания.
Оценивается только полностью верный ответ.
- страшно – (пояснение: необходимо исключить это слово из таблицы, так как в данном случае его функция – усиление значения прилагательного).
- чёрная, светлая, золотые, низкие, золотой
Пояснения
Низкий – низкие оценки – плохие оценки, прилагательное становится оценочным в сочетании со словом «оценка», хотя в других контекстах оценочным не является (низкая растительность).
Чёрный (чёрная полоса) – череда неудач, отрицательную коннотацию в него привносит именно прилагательное. Можно рассмотреть аналог «белая» полоса в жизни, который имеет противоположное значение, и прийти к выводу, что именно прилагательное отвечает за коннотацию (оттенок смысла).
Светлый (светлая голова) – ясно, логично мыслящий, умный человек. Прилагательное отвечает за положительную коннотацию.
Золотой (золотые слова – об умных, дельных, полезных советах). Фразеологизм можно разложить на компоненты, и «золотой» имеет положительную коннотацию.
Золотой (золотой фонд) – лучшая и самая ценная часть. Во фразеологическом выражении слово «золотой» приобретает оценочное значение, но в других контекстах оценочным не является (золотое кольцо).
ВСОШ Русский язык ответы и варианты 10 класс
Задание 1. Учёные-лингвисты изучают этимолого-словообразовательные гнёзда слов русского
языка. При этом в такое гнездо могут входить и функционирующие в русском языке заимствованные из других индоевропейских языков слова. Указаны некоторые слова, входящие в одно из таких гнёзд. Заполните пропуски, восстановив элементы данного гнезда.
Впишите в каждое поле для ответа только одно слово в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ без пробелов и знаков препинания.
В это гнездо входят разные исторически однокоренные слова, при этом среди них есть как исконные, так и достаточно поздно заимствованные. Одно из таких заимствований, (1) , называет и дерево, и его плод, другое заимствование, тоже мужского рода, (2) , отличается от первого слова только одной буквой, но двумя звуками, а слово (3) с ненулевым окончанием называет некоторый
боевой объект небольшого размера. Этот же корень встречается в заимствованном прилагательном (4) ,называющим разновидность кофе/чая, и в устаревшем фразеологизме с отрицательной частицей ни <(нет) ни (5)>, который изначально указывал на меру веса, а
сейчас имеет значение «нет совсем». Запишите слово (5) в начальной форме (4 буквы).
С другим начальным компонентом, парным к тому, что есть в словах (1)–(5), но в несколько другом графико-орфографическом варианте, этот корень, как полагают некоторые этимологи, встречается в словах (6) – «мелкий огурец» и (7) _ – «особым образом приготовленная кукуруза».
В русском же языке этот древний корень через чередование согласных приобрёл свою фонетическую оболочку и представлен в словах (8) , (9) , (10) :
слово (9) – бесприставочный глагол несовершенного вида, омонимом которому является глагол, родственный существительному, называющему часть глаза;
слово (10) называет семя некоторых посевных культур;
слово (11) – прилагательное со значением «состоящий из отдельных частиц» – может употребляться в словосочетаниях со словами снег, песок, структура.
Ответы на первое задание:
(1) гранат
(2) гранит
(3) граната
(4) гранулированный
(5) гран
(6) корнишон
(7) попкорн/поп-корн
(8) зреть
(9) зерно
(10) зернистый
Задания 2–7
2.Исследовательница Р. решила выяснить, какие прилагательные с приставкой позасуществуют в русском языке. Для этого она нашла в основном корпусе НКРЯ1 все прилагательные, которые начинаются с цепочки букв «поза». В списке найденных слов были в числе прочих следующие:
1) позапрошлый
2) позаранний
3) позадавний
4) позадачный
5) позапрошловековый
6) позадикишечный
7) позаботливый
Какие слова из приведённого списка действительно соответствуют изначальной исследовательской задаче?
Выпишите их номера.
Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.
3.Одного из слов, приведённых в задании 2, на самом деле не существует. Оно попало в список в результате того, что программа автоматического разбора неправильно установила начальную форму слова по словоформе с начальным «поза-». Укажите эту словоформу*.
*Возможны два морфологических варианта этой словоформы. Укажите любой из
них.
4.Укажите настоящую начальную форму этой словоформы. Без контекста нельзя определить, какая из двух возможных начальных форм верна, поэтому укажите обе.
5.Помимо перечисленных в задании 2 слов, в списке найденных слов также было прилагательное позалетошний. Оно образовано от слова летошний – ниже приводятся примеры его употребления.
(1) В летошнем году у нас на курсах один, Сергей Александрович, читал русскую литературу. [В.В. Вересаев. Два конца (1899–1903)]
(2) А настоятель признал меня, что купеческого я роду, племянничек Сергей Иванычу – дяденьке, позвал к себе в покои, чайком попотчевал с сотовым медком летошним, и орешками в медку потчевал. [И.С. Шмелёв. Лето Господне (1927–1944)]
(3) Там, правда, мужики были очень бедны – ни у кого ещё зимою не нашлось бы летошнего хлеба, но зато благодаря старости и снисходительности Герасима Афанасьевича каждый мог лежать на печи, сколько вздумается. [Д.В. Григорович. Переселенцы (1855–1856)]
(4) Волк ещё зимою заходит: летошнюю зиму Лаврентий двоих повалил… [Марк Криницкий. Тайна барсука (1916)]
(5) Но не врите на народ – ему ваши ответственные министерства, замены Щегловитых Малянтовичами и отмены всяческих цензур были нужны как летошний снег <…> [И.А. Бунин. Окаянные дни (1925)]
(6) В летошнем году жил я на Джигитской улице. [В.В. Вересаев. В тупике (1920– 1923)]
(1)–(6) делятся на две равные группы в зависимости от того, каким словом можно заменить слово летошний: прилагательным А или прилагательным Б. Прилагательное Б сложное, один из его корней совпадает с корнем прилагательного А.
Определите, какие слова зашифрованы буквами А и Б (напишите начальные формы):
6) Разбейте примеры (1)–(6) на группы:
Группа I (летошний можно заменить на А).
Группа II (летошний можно заменить на Б).
7.Приставка поза- также входит в состав наречия Х. Это наречие образовано от сочетания предлога с с существительным Y. Существительное Y отсутствует в современном русском литературном языке, но представлено в примерах (7) и (8).
(7) Ещё рано, в городе теперь ещё никого не найдёшь по учреждениям, а тут, глядика, что народу наползло! И чего только они с этаких Y делать хотят? [Д.А. Фурманов. Чапаев (1923)]
(8) В семь часов утра явился Симеон Огава, катихизатор из Вакимаци, на Сикоку, с красным лицом и разящим запахом японской «саке»; с такого Y и уже выпивши! [Архиепископ Николай Японский (Касаткин). Дневник (1902)]
Определите, какое наречие зашифровано буквой Х.
Ответы 2-7 задание:
2.Ответ: 1, 2, 3, 5.
3.Ответ: позаботливее/позаботливей (в качестве правильного засчитывается любой
из вариантов)
4. Ответ: заботливый, заботливо
5. Ответ: А – прошлый; Б – прошлогодний.
6. Группа I (летошний можно заменить на А): 1, 4, 6.
Группа II (летошний можно заменить на Б): 2, 3, 5.
7. Ответ: спозаранку/спозаранок
ВСОШ Русский язык ответы и варианты 11 класс
Задание 1. Учёные-лингвисты изучают этимолого-словообразовательные гнёзда слов русского языка. При этом в такое гнездо могут входить и функционирующие в русском языке заимствованные из других индоевропейских языков слова. Указаны некоторые слова, входящие в одно из таких гнёзд. Рассматриваемое этимолого-словообразовательное гнездо многокомпонентно
и представлено разными графико-орфографическими вариантами корня. Заполните пропуски, восстановив элементы данного гнезда. Впишите в каждое поле для ответа только одно слово в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ.
Первый вариант корня наблюдается в глаголе несовершенного вида (1) с суффиксом, в большинстве случаев свойственным только глаголам совершенного вида, и в приставочном глаголе несовершенного вида (2)__, с исторических семантических позиций примером энантиосемии (внутрисловной антонимии), так как у слова (2) одно значение – «произрастать, пускать ростки» – является в современном языке устаревшим, а другое значение можно
сформулировать как «вести бесцельное существование». Второй вариант корня представлен в существительных (3) и (4), при этом слово (4) отличается от слова (3) только одним звуком, в
котором реализуется древний суффикс, представленный в том числе в ряде других существительных и прилагательных. Слово (3) представлено в широком ряде русских фразеологизмов, среди которых <ни в (3) ногой> со значением «полное отсутствие знаний в чём-либо». Наконец, третий вариант того же корня можно наблюдать в глаголе (5), чаще всего употребляющемся в безличных конструкциях, и в существительном (6) с семантикой физиологической реакции при лихорадочном состоянии.
Ответы на первое задание:
1) зябнуть
2) прозябать
3) зуб
4) зубр
5) знобить
6) озноб