Официальные задания и ответы к ним по Русскому языку 5 класс Омская область (55 регион)
Задание 1.
Пятиклассникам Пете и Мише учитель дал задание орфографически правильно написать слова по их транскрипции в следующих словосочетаниях:
(1) зелёный [лук], (3) важный [бал], (5) знакомый [кот],
(2) большой [плот], (4) смотреть на [ли́са], (6) старый [мак]
Петя написал так: (1) зелёный лук, (2) большой плот, (3) важный бал, (4) смотреть на лиса, (5) знакомый кот, (6) старый мак.
Миша написал так: (1) зелёный луг, (2) большой плод, (3) важный балл, (4) смотреть на леса, (5) знакомый код, (6) старый маг.
Напиши, кто из мальчиков выполнил задание правильно. Мотивируй свой ответ.
Скачать ответы и варианты
Задание 2.
Юный лингвист Петя изучал суффикс существительных –ец- в русском языке на примере слов горец, моро́зец, гонец, мудрец, гордец, чтец, братец. В результате он разделил эти слова на три равные группы в зависимости от значения суффикса (одно слово не вошло ни в одну из этих групп).
Задания:
- Распредели слова по группам, указав для каждой группы значение суффикса.
- Напиши, какое слово не вошло ни в одну из групп и почему.
Задание 3.
Юный лингвист Петя узнал, что существуют разные виды омонимов, то есть слов, разных по значению, но в чём-то совпадающих. В зависимости от того, что именно и насколько совпадает, выделяют такие группы омонимов:
1) омографы: гвОздики – гвоздИки; бЕлки – белкИ; Ирис – ирИс и т.п.;
2) омофоны: компания (группа людей) – кампания (мероприятие); туш (музыкальный жанр) – тушь (краска для ресниц); Роман (имя) – роман (литературный жанр) и т.п.; 3) омоформы: лечу (больного) — лечу (на самолете); три (доску) – три (ящика), стекло (блестит) – стекло (кофе) и т.п. Проанализировав приведённые примеры, дайте определение каждому типу омонимов. Приведите по одному собственному примеру на каждый тип омонимов (образец описания примеров см. выше).
Скачать ответы и варианты
Задание 4.
Работая в со справочником по русскому языку, юный лингвист Петя узнал, что в русском языке есть заимствованные слова, которые не склоняются потому, что в русском языке нет типа склонения, в который они могли бы естественным образом вписаться (кенгуру, экю, алоэ и под.).
Он задумался: а почему не склоняются слова мадам и мисс, ведь в русском языке есть имена существительные, которые заканчиваются на м и с?
Ответь на вопрос юного лингвиста.
Задание 5.
Юный лингвист Петя заинтересовался сочетаниями слов, в которых одно (главное) характеризует другое (зависимое), например: платье (какое?) новое или платье (какое?) в горошек и т.п.
При этом он заметил, что характеризовать предмет можно с разных сторон.
Проанализируй приведённые ниже словосочетания и опиши особенности характеристики в каждом случае (первый случай уже описан).
Задание 6.
- Помоги юному лингвисту Пете записать в современной орфографии словосочетание: единъ врабьи. (Подсказка: речь идёт о птице.)
- Дай исторический комментарий к корню первого слова: опиши лингвистическое явление, которое в нём наблюдается. Приведи один свой пример, иллюстрирующий это лингвистическое явление.
- Дай исторический комментарий к корню второго слова: назови лингвистическое явление, которое в нём наблюдается. Приведи один свой пример, иллюстрирующий это лингвистическое явление.