Ответы и варианты ВСОШ олимпиада по Русскому языку 9 класс, которая проводится в Московской области 20 сентября 2024 года
Фразеология за 20.
В качестве ответа впишите строчными буквами нужное слово без знаков препинания и дополнительных символов.
Скачать ответы и варианты
Саша выписал себе в таблицу 20 фразеологизмов и их значения. Затем из состава фразеологизмов выбрал 20 слов, расположил их в алфавитном порядке и пронумеровал, а затем сами слова стёр. Вот, что получилось.
Дело в суффиксе.
Писатель П.П. Бажов в сказах «Малахитовая шкатулка» использовал разговорные, просторечные слова и слова уральского говора, или диалектизмы. Диалектизмы употребляют только жители определенного региона. Рассмотрим фрагмент сказа:
«В кого только зародилась! Сама черненька да басенька, а глазки зелененьки. На наших девчонок будто и вовсе не походит. Степан пошутит, бывало:
– Это не диво, что черненька. Отец-то ведь с малых лет в земле скыркался. А что глазки зеленые- тоже дивить не приходится. Мало ли я малахиту барину Турчанинову набил.
Скачать ответы и варианты
Вот памятка мне и осталась».
Укажите часть речи слова «басенька»
имя существительное
имя прилагательное
имо числельное
глагол
причастие (форма глагола)
деепричастие (форма глагола)
Укажите суффикс, при помощи которого образовано слово «басенька». Ответ нужно указать строчными буквами без дополнительных символов.
Выберите слова, в состав которых входит суффикс, имеющий то же значение, что и суффикс, при помощи которого образовано слово «басенька»: В данном задании несколько подходящих слов. Выберите все, которые считаете подходящими под условие но обратите внимание, если выбрано неверное или не выбрано верное, то балл снижается.
Умненький
Соседушка
Высоченный
Красива
Межвежий
Укажите часть речи слова «скыркался»
имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
причастие (форма глагола)
деепричастие (форма глагола)
наречие
междометие
эвукоподражание
сОЮз
частица
предлог
Укажите последний суффикс в слове «скыркался». Ответ нужно указать строчными буквами без дополнительных символов.
Выберите слова, имеющие тот же морфемный состав (количество и разновидность морфем), что и слово «скыркался»: В данном задании несколько подходящих слов.
Выберите все, которые считаете подходящими под условие но обратите внимание, если выбрано неверное или не выбрано верное, то балл снижается.
боролся
взбаламутились
побоялся
варилась
аукнулось
Укажите часть речи слова «дивить»
имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
глагол
причастие (форма глагола)
деепричастие (форма глагола)
междометие
Укажите суффикс, при помощи которого образовано слово «дивить» (обратите внимание на то, что нужно указать суффикс, образующий новое слово, а не указывающий на форму слова). Ответ нужно указать буквами без дополнительных символов.
По следам народной культуры
Сказы «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова – это литературная обработка устных преданий жителей Урала. Для воссоздания местного колорита писатель сохранил особенности уральского говора, включив диалектные слова. Различают несколько видов диалектизмов:
лексические – слова, корни которых не входят в состав литературного языка;
фонематические – слова, совпадающие по значению с соответствующими словами литературного языка и отличающиеся от них одной фонемой;
фонетические – отражают особенности звуковой системы говора (яканье, оканье, цоканье);
этнографические – это слова, называющие предметы, характерные для быта, хозяйства только данной территории.
Восстановите пропущенное диалектное слово Х, если известно, что оно обозначает предмет, связанный с рыболовством и передвижением по воде, состоит из приставки, корня, суффикса и окончания, корень слова образован от древнерусского слова «возити», две последние буквы в слове – те же, что и в слове, обозначающем поселение в сельской местности.
«Пригон, X_, лошадь, корова, снасть всяка, – всё сгорело!»
Запишите слово строчными буквами в той форме, в которой оно должно быть в представленном фрагменте. Слово запишите без знаков препинания и дополнительных СиМволов.
Запишите литературный аналог слова Х, если известно, что оно обозначает распространённое средство передвижения по воде, которое часто используется для рыбалки. Запишите слово строчными буквами в той же форме, что и слово в первом вопросе. Слово запишите без знаков препинания и дополнительных символов.
Определите, диалектизмом какого вида по способу образования является слово х:
Этнографическим
Лексическим
Фонетическим
Фонематическим
Запишите строчными буквами слово, являющееся устаревшей формой литературного варианта слова х. Данное слово связано с интеллектуально-спортивной игрой.
Выберите слово, при сопоставлении которого с одним из однокоренных ему слов нельзя увидеть тот же процесс, что и при сопоставлении литературного варианта слова Х и его
Есть ли общее между словами и птицами?
В каждом пропуске из выпадающего списка выберите один верный ответ.
В российском языкознании издавна применяется термин гнездо в значении «совокупность слов, связанных друг с другом по происхождению». Во многих школьных учебниках употребляется такой термин, как словообразовательное гнездо – совокупность однокоренных слов, связанных друг с другом при помощи словообразовательных средств современного русского языка. Нас же с вами интересует гнездо этимологическое, слова в котором являются родственными не только на данном этапе развития языка, но и исторически. Этимологически связанными являются слова, произошедшие от одного праславянского корня. Такие «родственники» могут находиться в самых разных славянских языках.
Вопрос 1. Восстановите элементы этимологического гнезда по описанию. Ниже вам представлены слова для выбора, необходимо определить, какие из них могут занять свою позицию в этимологическом гнезде. Не все слова должны быть распределены.
Скачать ответы и варианты
Вопрос 2. Продолжите восстановление этимологического гнезда, вписав недостающий элемент. В этом вам поможет его описание. Обратите внимание, что слово является исторически родственным тем словам, которые представлены в вопросе N° 1. Впишите слово строчными буквами в им.п..
Вопрос 3. Вычислите название фонетического явления, наблюдаемого в словах из этимологического гнезда, по следующим утверждениям: 1) в этом слове выделяются приставка, два корня, суффикс и окончание; 2) приставка несёт значение отрицания; 3) первый корень употребляется в словах со значениями «занятый целиком, цельный, исчерпывающий, наивысший»; 4) второй корень этого слова есть в слове, обозначающем одну из двух разновидностей звуков; 5) суффикс и окончание в этом слове такие же, как в слове поветрие. Впишите получившееся слово строчными буквами.
Структура слова: имя существительное, на современном этапе в структуре слова выделяются только корень и окончание.
История слова: первоначально слово содержало приставку, состоящую из 2 букв, которая со временем вошла в состав корня, своё происхождение слово ведёт от исторического глагола, значение которого – защита, сражение. Современное значение слова частично сходно с этимологическим.
Структура слова: имя существительное, на современном этапе в структуре слова выделяются только корень и окончание.
История слова: слово не изменило свою структуру, но поменяло значение: изначально употреблялось по отношению к сражениям с противниками, а в настоящий момент употребляется только по отношению к словесным баталиям.
Структура слова: состоит из приставки, корня, суффикса и окончания.
История слова: по происхождению является старославянским, что можно понять, ориентируясь на чередование в корне, делающее сам корень короче на 1 букву.
Вопрос 2. Структура слова: по структуре схоже со словом N° 1 из предыдущего вопроса Ис тория слова: ведёт происхождение от того же корня, что и слово N° 3, историческое значение – собранный из нескольких частей комплект чего-либо, современное – некий механизм.
Прочитайте и переведите отрывок из «Сочинений Максима Грека», ответьте на вопросы по тексту:
Вь всечестномь убо градь семь бысть нькый мужь, многь вь всякой премудрости внЪшньй, и еже по нас священномь богословии учитель велик, и прьвый сущих тамо сказателей, егоже имя не познах ниже бо слышах когда у кого. Сей сицевый и толь чюдень и преименить мужь, растлькуя, якоже оному обычай, своимь учеником блаженаго апостола Павла богословьскыя гласы, надмень бывь мыслию от вселшагося в немь многоученаго разума, изыде «велерьчие, – по Писанию рещи, – от усть» его, и глагола, не обинуяся: «Сицево богословное речение ниже самь Павель възможе достизати и изъяснити, якоже азь».
Укажите корректный литературный перевод слова всечестномь на современный русский язык (с учётом контекста).
нечестнот
нечестивом
знаменитом
Скачать ответы и варианты
Выберите слово, в корне которого отражается то же явление, что и при сопоставлении слова градь с современным русским вариантом. Примечание: необходимо проанализировать именно корень слова, не рассматриваются явления, возникающие на стыке морфем.
Глаголь
Бреть
Выберите верный перевод фрагмента из текста: егоже имя не познах ниже бо слышах когда у кого
… а имени его я не узнал и не слышал его никогда ни от кого
. его же имя я не знаю, но слышал, что кто-то знает
а имя его я узнал только тогда, когда услышал от кого-то
Скачать ответы и варианты
Выберите верные утверждения о слове слышах. В данном задании несколько верных утверждений. Выберите все, которые считаете подходящими под условие но обратите внимание, если выбрано неверное или не выбрано верное, то балл снижается.
Это слово имеет значение признака /характеристики действия
Это слово имеет значение действия
В формах корня этого слова наблюдается чередование согласного
Это слово имеет значение предмета
В формах корня этого слова наблюдается чередование гласного