Делаем разбор заданий с ответами Московской олимпиаде школьников “МОШ” по Экологии для учащихся 11 классов. Дата проведения 01 ноября 2024 – 17 ноября 2024 гг.
Задание 1: Дмитрий и Габриэл познакомились на молодёжном экологическом форуме. Оказалось, что Габриэл живёт в городе, где проводились Саммит Земли и Конференция ООН по устойчивому развитию. «Мой дедушка принимал участие в Саммите, а родители выступали на Конференции ООН, − похвастался Габриэл. − В моей семье все экологи, и я тоже увлекаюсь экологией, поэтому я здесь». Дмитрий рассказал, что его родители – гидробиологи, они работают в Институте биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН, который был основан для изучения влияния созданного в 1947 году крупного водохранилища на почвы, флору и фауну прилегающих территорий. В северо-западной части водохранилища расположен заповедник, названный в честь английского естествоиспытателя, основоположника эволюционной теории. Заповедник специализируется на исследованиях влияния водохранилища на природные комплексы южной тайги. Дмитрий признался, что часто бывает в этом заповеднике и изучает там виды животных, преднамеренно или случайно переселённых человеком за пределы естественного ареала в новые для них места обитания, а также процесс их адаптации к новым экологическим условиям. «Например, в нашем регионе раньше не встречались кабаны, а теперь их очень много», − добавил Дмитрий. «Экологические последствия такого расселения могут быть очень серьёзными. В мою страну люди тоже привезли кабанов, они отлично прижились, даже образуют гибриды с домашними свиньями и наносят большой ущерб сельскому хозяйству, а ещё вытесняют местные виды животных», − посетовал Габриэл. «Да, континенты разные, а экологические проблемы похожие», − согласился Дмитрий. «Потепление климата – вот ещё одна общая серьёзная проблема», − с тревогой в голосе сказал Габриэл. − Для уменьшения выбросов парниковых газов в моей стране перешли на производство биотоплива из сахарного тростника. В результате выбросы парниковых газов по сравнению с бензином сократились на 61 %61 %». «Впечатляет, − восхитился Дмитрий. – И экономика развивается, и окружающая среда при этом не страдает». Дмитрий в свою очередь рассказал, что важным направлением климатической политики Российской Федерации является способность природных, социальных или экономических систем изменяться, приспосабливаться в ответ на фактические или ожидаемые климатические изменения, а также их последствия. «Человечество уже сейчас должно задуматься, какой след от нас останется на Земле», − вздохнул Габриэл. «Ты имеешь в виду выбросы парниковых газов?» − спросил Дмитрий. «Нет, я имею в виду другой след, величина которого измеряется в глобальных гектарах, − ответил Габриэл. – Каждый из нас несёт ответственность за судьбу планеты».
Друзья договорились оставаться на связи и вместе решать экологические проблемы своих стран.
В каком городе и в какой стране живёт Габриэл?
(В ответе укажите два названия, каждое запишите в отдельное поле ответа).
Город:
Страна:
Скачать полные ответы
Задание 2: В каком году проводился Саммит Земли, в котором принимал участие дедушка Габриэла?
Задание 3: Как назывался программный документ, принятый на Саммите Земли?
«Повестка дня на XXI век»
Договор о защите озонового слоя и контроле над движением токсических отходов
Стокгольмская декларация
Скачать полные ответы
Задание 4: Как называется заповедник, расположенный на берегу водохранилища, о котором рассказал Дмитрий? (В ответе укажите только одно слово – первое из официального названия).
Задание 5: Как называется процесс адаптации завезённых видов на новой территории, который изучает Дмитрий?
Скачать полные ответы
Задание 6: О негативных последствиях какого явления по расселению животных на новые территории говорил Габриэл?
Задание 7: Вставьте пропущенное слово: Смягчение изменения климата путём предотвращения/cокращения выбросов парниковых газов и их поглощения называется ____________.
Скачать полные ответы
Задание 8: Какой след имел в виду Габриэл? (Правильный ответ – 1 слово).
Задание 9: О каком следе подумал Дмитрий, когда неправильно понял, что имел в виду Габриэл? (Правильный ответ – одно слово).
Скачать полные ответы
Задание 10: Алиса, Лиза и Дмитрий – студенты второго курса биологического факультета. На занятиях по дисциплине «Зоология» они получили задание изучить повадки хищных животных. Для этого друзья отправились в зоопарк и остановились у клетки с волками. К сожалению, информационной таблички с наименованием вида ребята не заметили, но обратили внимание на необычный окрас животных. Волки отличались рыжевато-красной шерстью на спине и боках и очень напоминали лис. Вдруг Лизе стало жалко животных, и она бросила в клетку валявшийся рядом кусок мяса. Алиса и Дмитрий, поддержав Лизу, кинули волкам ещё и бутерброды, которые взяли с собой.
Работник зоопарка, заметив это, потребовал, чтобы ребята прошли в здание администрации. Там представитель администрации, объяснив посетителям, что они грубо нарушили правила посещения зоопарка, записал их фамилии, имена и отчества, адреса места жительства и потребовал уйти из зоопарка.
На следующий день один из волков заболел, а через несколько дней умер. Ветеринар зоопарка дал заключение, что смерть произошла из-за отравления. Администрация зоопарка обратилась в правоохранительные органы с требованием привлечь ребят к ответственности за совершение действий, которые привели к гибели волка.
Одновременно администрация зоопарка предъявила в суд иск о возмещении вреда, причинённого зоопарку гибелью животного.
Каких волков встретили ребята в зоопарке? (В ответе одно слово, прилагательное).
Скачать полные ответы
Задание 11: С какого возраста наступает административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения?
с 12 лет
с 14 лет
с 16 лет
с 18 лет
с 21 года
Задание 12: К каким видам эколого-правовой ответственности можно привлечь студентов в описанной ситуации?.(В ответе – два слова, каждое в своё поле ответа).
Скачать полные ответы
Задание 13: Назовите состав правонарушения, под который подпадают действия Алисы, Лизы и Дмитрия на территории зоопарка.
Причинение вреда редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, занесённым в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, в том числе их уничтожение.
Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих другие виды пользования объектами животного мира.
Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ.
Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Задание 14: Используя таблицу 1, рассчитайте размер вреда, причинённого объектам животного мира действиями ребят на территории зоопарка (в ответе укажите число с точностью до 1 рубля).
Примечание. При уничтожении либо незаконном добыче объектов животного мира размер вреда вычисляется как произведение количества уничтоженных либо незаконно добытых особей (экземпляров) одного вида, норматива стоимости объекта животного мира данного вида и показателя, учитывающего инфляцию (в данном случае равен 1).
Таблица 1. Нормативы стоимости объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации
Виды объектов животного мира | Единица измерения (независимо от размера, возраста и пола) | Норматив стоимости в рублях |
Класс Млекопитающие – Classis MammaliaОтряд Хищные – Ordo Carnivora | руб. /экз. | |
Медновский голубой песец – Alopex lagopus semenovi | -“- | 70000 |
Красный волк – Cuon alpinus | -“- | 75000 |
Белый медведь – Ursus maritimus | -“- | 300000 |
Солонгой – Mustela altaica raddei (дальневосточная популяция) | -“- | 30000 |
Амурский степной хорь – Mustela eversmanni amurensis | -“- | 30000 |
Кавказская европейская норка – Mustela lutreola turovi | -“- | 40000 |
Перевязка – Vormela peregusna | -“- | 40000 |
Кавказская выдра – Lutra lutra meridionalis | -“- | 40000 |
Калан – Enhydra lutris | -“- | 80000 |
Кавказская лесная кошка – Felis silvestris caucasica | -“- | 30000 |
Кавказский камышовый кот – Felis chaus chaus | -“- | 30000 |
Манул – Felis manul | -“- | 50000 |
Амурский тигр – Panthera tigris altaica | -“- | 1100000 |
Леопард – Panthera pardus | -“- | 1100000 |
Снежный барс – Uncia uncia | -“- | 1100000 |
Задание 15: Иски о компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением экологического законодательства, могут быть предъявлены в течение:
3 лет
5 лет
10 лет
15 лет
20 лет
Скачать полные ответы
Задание 16: Прочитайте текст. Заполните пропуски (каждый пропуск – одно слово).
«Современные проблемы требуют современных решений, а точнее, современных технологий!» – начал семинар по цифровым технологиям в экологии Вячеслав Олегович. Школьники внимательно слушали рассказ, поскольку знание того, как цифровизация помогает решать экологические проблемы, поможет им стать востребованными специалистами в будущем. «Конечно, наиболее популярная технология сегодня – искусственный интеллект, – продолжил учитель. – Он широко применяется в экологической науке и практике охраны природы. Например, искусственный интеллект вносит свой вклад и в задачу (1) к изменениям климата. Модели прогнозирования (2) рисков дают понимание того, какие изменения произойдут на той или иной территории и к каким последствиям они могут привести. Примерами таких рисков являются таяние вечной / многолетней мерзлоты, аномальные погодные явления, такие как град, жара и другие. Однако важно помнить, что искусственный интеллект и сам оказывает воздействие на окружающую среду. Создание нейросетей требует большого количества электрической энергии. Строятся многочисленные центры обработки данных, которые часто располагаются вблизи электростанций. Если энергию вырабатывают за счёт движения воды или ветра, то такая энергия считается (3), а модель искусственного интеллекта имеет меньший (4) след. Существуют даже специальные нейросети, которые помогают сокращать (4) след от обучения моделей искусственного интеллекта. То есть технология может использоваться для сокращения негативных воздействий на окружающую среду от самой этой технологии!
Скачать полные ответы
Задание 17: 29 ноября 2024 года исполняется (1) лет со дня основания одной из старейших природоохранных организаций в России «(2)», цель создания которой – объединение научных сил и наиболее прогрессивно мыслящей общественности для восстановления и рационального использования природных ресурсов страны. Организация привлекала общественность к решению проблем охраны окружающей среды, имеющих приоритетное общегосударственное значение, связанных с освоением природных богатств Дальнего Востока и Сибири, со строительством Байкало-Амурской магистрали, дальнейшим развитием сельского хозяйства Нечернозёмной зоны РСФСР, с предотвращением загрязнения бассейнов рек (3) и Урала, Чёрного, Балтийского и Азовского морей, озёр (4) и Селигер и др. В 1984 году организация награждена Серебряной медалью Программы ООН по (5).
В настоящее время организация продолжает активную деятельность, реализуя следующие проекты:
Ледовый переход «Встреча с Байкалом», который был впервые проведён в 2014 году по инициативе Иркутского областного отделения. Ежегодно в марте около 300 человек отправляются в 12-километровый переход по льду озера. Ведь именно в это время, как считается, лёд Байкала максимально прозрачен, но в то же время очень прочен. Благодаря чистоте замёрзшей воды можно наслаждаться неповторимой красотой узоров льда.
Проект «(6) роща» – экологическая инициатива, призванная объединить школьников, студентов и волонтёров с целью восстановления утраченного лесного фонда. Школьники и студенты Волгоградской области посадили в питомнике жёлуди, чтобы в последствии высадить молодые деревца в Волго-Ахтубинской пойме.
Экологическая акция «Чистая гора» проводится при участии представителей организации с 2018 года. Ежегодно в конце августа несколько сотен волонтёров из разных регионов России приезжают на (7), чтобы вместе собрать и вынести с высочайшей горы Европы мусор.
(1) Впишите количество лет.
(2) Впишите полное название организации.
(3) Река в европейской части России, одна из крупнейших рек на Земле и самая большая по водности, площади бассейна и длине в Европе, а также крупнейшая в мире река, впадающая в бессточный (внутренний) водоём. (Ответ – одно слово).
(4) Озеро тектонического происхождения, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды и самое большое по площади пресноводное озеро Евразии. (Ответ – одно слово).
(5) Ведущая всемирная экологическая организация, созданная в 1972 году. (Ответ – два слова).
(6) Относящийся к виду деревьев, лучше всего узнаваемому благодаря его плодам, являющимся, по сути, орехами. (Ответ – одно слово).
(7) Стратовулкан на Кавказе, самая высокая горная вершина России. (Ответ – одно слово).