МЦКО Функциональная грамотность 6 класс ответы и задания 19.03.2025. Работа проводится в городе Москва (77 регион).
Вариант 1 ответы
Задание 1. В шести туристических группах было 29, 41, 26, 45, 44 и 31 человек. Туристов распределили поровну по шести автобусам.
По сколько человек оказалось в каждом автобусе?
Скачать ответы
Задание 2. На сайте зоопарка опубликовали диаграмму, показывающую, сколько рублей в день в среднем тратится на питание (содержание) различных животных.

Содержание какого животного из перечисленных обходится зоопарку дешевле других?
акула
белка
ёж
лебедь
павлин
Скачать ответы
Задание 3. Кирилл хочет купить велосипед. У него на карте лежит 6000 рублей.

Задание 4. В самом большом федеральном округе России — Дальневосточном — целых 5 часовых поясов.
Ксюша летит дневным рейсом на самолёте из Читы в Москву. В какой-то момент пилот объявил, что до посадки осталось ровно 3 часа. Тогда Ксюша посмотрела на свои часы, которые ещё не успела перевести на московское время.

Во сколько по московскому времени пилот планирует совершить посадку?
Воспользуйтесь картой часовых поясов Дальневосточного федерального округа России.

Ответ запишите в 24-часовом формате: в первое окошко введите значение для часов, во второе — для минут (например, для времени 18: 10 в первое окошко нужно ввести 18, а во второе — 10).
Скачать ответы
Задание 5. В классе учится 28 человек, из них 15 человек изучают английский язык, а 16 человек — китайский.
Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях.
В этом классе нет ни одного ученика, изучающего и английский, и китайский языки.
Если учащийся этого класса изучает английский язык, то он изучает и китайский язык.
Не найдётся 16 человек из этого класса, которые изучают и английский, и китайский языки.
Найдётся хотя бы три человека из этого класса, которые изучают оба языка.
Скачать ответы
Задание 6. Клумба имеет форму круга.
Найдите площадь клумбы, если радиус клумбы равен пяти метрам. Ответ дайте в квадратных метрах. Число пи примите равным 3,14.
Задание 7. На рисунке изображён прямоугольный коврик, на котором проведены его с ось симметрии и несколько других прямых.

Какая из прямых является осью симметрии прямоугольного коврика? Выберите верный вариант ответа.
Скачать ответы
Прочитайте внимательно текст и выполните задания.
Шахматисты Аня, Борис, Влада, Гена и Даша собираются поехать на спортивные сборы, которые пройдут на базе отдыха в пригороде. До базы можно добраться с автовокзала на рейсовом микроавтобусе. Места в микроавтобусе пронумерованы. К моменту покупки часть мест уже была раскуплена другими пассажирами (отмечены серым цветом на схеме).

Ребята купили билеты на свободные места. Известно, что Аня, Влада и Гена займут места в одном ряду, причём Влада — между Аней и Геной. Даша займёт место за Аней, движения. а Борис сядет лицом против направления
Скачать ответы
Задание 8.1 Рассмотрите схему посадочных мест и, пользуясь приведённым описанием, установите соответствие между именами ребят и номерами мест, которые они займут в микроавтобусе.
Антон Борис Влада Глеб Даша
Скачать ответы
Задание 8.2. На предстоящих сборах девочки будут жить в двухместном номере, а мальчики — в трёхместном. Также каждый из них должен оплатить трёхразовое питание.
Известно, что сборы продлятся 3 суток. Сколько рублей составят суммарные расходы Антона за время сборов с учётом дороги туда и обратно?
Задание 8.3. На базе отдыха разместилось 70 шахматистов, что составляет 25% от числа всех проживающих на базе отдыха.
Скачать ответы
Сколько всего человек проживает на базе отдыха?
Задание 9. Наукоград – небольшой город, в котором расположена железнодорожная станция.
Со второго пути отходят поезда, следующие по маршрутам Болховского направления (конечная станция – Болхов-Южный). На соответствующей платформе стоит терминал для покупки билетов. С его помощью можно приобрести билеты на все электрички Болховского направления. Воспользуйтесь этим терминалом для решения следующих задач.
Обратите внимание, что после оформления льготного билета терминал фиксирует льготу и при выборе последующих билетов (для того чтобы сбросить льготу, выберите «Нет льготы»; для изменения льготы выберите нужный пункт в меню оформления льготного билета). Для выполнения заданий используйте имитационный блок:

Задание 9.1. Сколько рублей стоит билет без льгот до станции «Болхов-Северный» в одну сторону?
Задание 9.2. На сколько рублей дороже стоит билет «туда и обратно» без льгот от станции «Наукоград» до станции «Ведуны» по тарифу «Пассажирский», чем такой же билет по льготе «Школьник»?
Скачать ответы
Текст 1 Нижний Новгород

Нижний Новгород, который был основан князем Юрием Всеволодовичем в 1221 году, сегодня шестой по численности населения город Российской Федерации. Этот город называют водной чашей, потому что на его территории насчитывается 12 рек и более 30 озёр. В 1847 году в Нижнем Новгороде по проекту инженера А. Дельвига был создан первый в России напорный водопровод, который с помощью паровых машин подавал воду на стометровую высоту.
В 1847 году на площади Минина и Пожарского (тогда Благовещенской) был открыт центральный фонтан – любимое место прогулок горожан, который с 2007 года зимой вместо струй воды украшает иллюминация. А первый водопровод из деревянных труб на Руси был сооружён в XI–XII веках в другом старинном городе – Великом Новгороде. Главная достопримечательность города – Нижегородский кремль, который был построен в начале XVI века для укрепления границы с Казанским ханством. Это второй по величине кремль, сохранившийся в России.
В 1612 году для защиты Москвы от польских захватчиков от Ивановской башни кремля выдвинулось войско ополчения, которое собрал для восстания земский староста Кузьма Минин. В честь важной победы, одержанной его войском под предводительством князя Дмитрия Пожарского, в 2005 году у стен Нижегородского кремля был установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому. Это точная копия монумента, находящегося на Красной площади Москвы. В 1979 году у здания музея-заповедника в селе Болдино установили памятник А.С. Пушкину, выполненный скульптором О. Комовым.
В Нижнем Новгороде немало памятных мест, связанных с именами известных людей, жизнь которых была связана с этим городом и его окрестностями. Это и исследователь русской культуры В.И. Даль, и историк Н.М. Карамзин, и, конечно, поэт А.С. Пушкин, деятельности которого посвящён Болдинский музей-заповедник, открывшийся в 1949 году. В городе есть 4 памятника другому известному писателю – Максиму Горькому, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора. Один из них, автором которого является скульптор Вера Мухина, установлен на площади М. Горького.

Рис. 1. Фрагмент рекламной листовки 1923 г. Город не случайно называют родиной российской авиации. Родоначальник высшего пилотажа лётчик и авиаконструктор Пётр Нестеров, появившийся на свет в Нижнем Новгороде, в 1910 году построил летательный аппарат и самостоятельно осуществлял на нём полёты.
Традиции знаменитого земляка продолжил Валерий Чкалов. За беспосадочный перелёт через Северный полюс, совершённый в 1937 году экипажем Валерия Чкалова на самолёте АНТ-25, лётчик вместе с экипажем был награждён Орденом Красного Знамени. Самолёт провёл в воздухе 63 ч 18 мин и преодолел за это время расстояние около 9000 км. Важным этапом развития российской авиации стала первая пассажирская авиалиния, открытая между Нижним Новгородом и Москвой: летом 1923 года в столицу был отправлен первый пассажирский самолёт «Юнкерс F–13», принадлежавший компании «Добролёт».
В современном музее аэропорта Нижнего Новгорода собрано более 4,5 тыс. экспонатов – документов, редких фотографий, моделей самолётов и наземного оборудования, – рассказывающих о важных этапах становления и развития отечественного авиационного транспорта.
Скачать ответы
Текст 2
В Нижнем Новгороде сохранилось около 500 деревянных и 200 каменно-деревянных домов XIX – начала XX века. В купеческих особняках старинного города удивительно соединяются традиции русской и итальянской архитектуры, что создаёт особый – нижегородский – архитектурный стиль.
Нали́чник – архитектурная деталь, обрамление оконного или дверного проёма.
Мезони́н – надстройка над серединой здания.
Фаса́д – наружная лицевая часть здания.
Старейший купеческий дом Нижнего Новгорода, признанный самой древней постройкой, – палаты Чатыгина. По историческим свидетельствам, в этом купеческом особняке дважды останавливался Пётр I, поэтому его часто называют «Домиком Петра». Дата постройки палат установлена приблизительно: скорее всего, двухэтажный кирпичный дом, созданный в русском стиле, отштукатуренный белой известью, был выстроен в 1680-е годы. Дом купца Ефима Чатыгина имел толстые стены и небольшие окна.
Во время первой реставрации здания к дому пристроили крыльцо с высокими ступенями, колоннами, входным проёмом в виде арки. Реставраторы значительно расширили окна и прорубили новые, после чего внешний облик дома был искажён. В 2015 году завершилась третья в истории дома капитальная реставрация.
Скачать ответы
Атла́нты – скульптурные изображения мужских фигур, которые выполняют декоративную или опорную функцию (поддерживают какие-либо конструкции).
Лепни́на – выпуклые рельефные украшения на фасадах и во внутренних помещениях зданий.
Кариати́да – колонна, опора в здании в виде женской фигуры.
В 1877 году по проекту архитекторов Роберта Килевейна и Петра Бойцова был сооружён в итальянском стиле каменный дом-дворец купца Рукавишникова. Фасад светлого серо-голубого трёхэтажного здания богато украшен лепниной, кариатидами, балкон второго этажа поддерживают атланты. Особняк Рукавишниковых стал первым зданием в Нижнем Новгороде, где установили лифт, и именно здесь впервые появилось электричество, а в 1906 году к зданию был проложен водопровод.
Особняк купца Маркова, построенный в 1915 году по проекту неизвестного архитектора, напоминает старинный итальянский дом. Это каменное двухэтажное строение светло-жёлтого цвета с высокими окнами в виде арок, расположенных в центральной части здания, удивляет красотой и мощью.
Скачать ответы
Рядом с каменными особняками соседствуют деревянные купеческие дома, окна, крыши и декоративные элементы фасадов которых украшены деревянной резьбой, похожей на кружево. Созданные в традициях русского зодчества, такие особняки, как, например, дом с мезонином купцов Лошкарёвых, напоминают деревянную игрушку.
Задание 10. Выберите два верных утверждения на основе информации, полученной из прочитанных текстов.
Нижегородский кремль был построен в 1221 году.
В 1612 году в Нижнем Новгороде установлен памятник Минину и Пожарскому.
Одна из площадей Нижнего Новгорода носит имя известного писателя.
Полёт из Новгорода до Москвы в 1923 году продолжался 63 ч 18 мин.
Пётр I останавливался в одном из нижегородских купеческих домов.
Скачать ответы
Задание 11. На основе информации из текстов 1 и 2 расположите события из предложенного списка, связанные с историей Нижнего Новгорода, в соответствующем порядке: от самого раннего к самому позднему.

Задание 12. На основе информации из текстов определите, какие из приведённых утверждений соответствуют их содержанию, какие не соответствуют ему и о чём информация в текстах отсутствует (не сказано). В каждой строке выберите соответствующую ячейку.
Скачать ответы

Задание 13. Определите, подтверждаются ли следующие утверждения данными, приведёнными в текстах.
Скачать ответы

Задание 14. Используя информацию из текстов, переместите с помощью компьютерной мыши представленные ниже тезисы в соответствующие ячейки.

Задание 15. Выберите заглавие, которое наиболее точно отражает содержание текста 2.
Купеческие каменные особняки
Неудачная реставрация
Архитектура купеческих особняков
Великие архитекторы Нижнего Новгорода
Скачать ответы
Задание 16. На основе информации из текста 2 отметьте изображение, соответствующее палатам Чатыгина.

Обоснуйте своё мнение. Приведите две характеристики (два признака) отмеченного Вами особняка, подтверждающие Ваш вывод.
Скачать ответы
Задание 17. Тайники Нижнего Новгорода
Семён учится в 6-м классе. Его семья проводит семейный совет, на котором обсуждает маршрут прогулки – экскурсии по центру Нижнего Новгорода. Для того чтобы эта прогулка была интересна и взрослым, и детям, члены семьи хотят совместить её с игрой «Найди тайник». На официальном сайте игры они нашли карту тайников Нижнего Новгорода и теперь выбирают те тайники и достопримечательности, которые отвечают их интересам. Интерактивная карта позволяет просматривать информацию о тайниках, а также выводить на экран их маршруты.

Мама Семёна – фотограф, ей интересны тайники, поиск которых позволит ей попутно сделать панорамные фотографии одного и того же места реки Волги с разной высоты. Папу интересуют тайники, позволяющие пройтись по музейным экспозициям (научным или историческим). Фёдор – младший брат Семёна – просит выбирать только традиционные тайники, чтобы получить сувенир на память. Самого Семёна интересуют только маршрутные тайники.
А. Используйте интерактивную карту местности, чтобы познакомиться с описаниями тайников и их маршрутами. Для каждого тайника в таблице отметьте тех членов семьи, интересам которых он соответствует. Некоторые тайники могут не соответствовать ничьим интересам.
Б. На карте не найдётся ни одного тайника, который отвечает интересам всех членов семьи, поэтому было решено остановить свой выбор на паре тайников. Но выбрать пару нужно так, чтобы хотя бы один раз интересы каждого члена семьи были бы учтены. Составьте подходящую под это условие пару тайников, выбрав их названия из выпадающих списков:
Скачать ответы
Вариант 2 ответы
Задание 1. В шести туристических группах было 29, 41, 26, 45, 44 и 31 человек. Туристов распределили поровну по шести автобусам.
По сколько человек оказалось в каждом автобусе?
Скачать ответы
Задание 2. Людей на улице спрашивали: «Какой месяц, по вашему мнению, самый дождливый?» На круговой диаграмме показаны результаты опроса 100 человек.

Какой ответ дали примерно четверть опрошенных?
Ноябрь
Май
Сентябрь
Апрель
Октябрь
Август
Скачать ответы
Задание 3. Таня купила 1 кг 200 г конфет.
Сколько рублей стоит килограмм конфет, если Таня заплатила за все конфеты 390 рублей?
Задание 4. В самом большом федеральном округе России — Дальневосточном — целых 5 часовых поясов.
Костя летит дневным рейсом на самолёте из Якутска в Москву. В какой-то момент пилот объявил, что до посадки осталось ровно 2 часа. Тогда Костя посмотрел на свои часы, которые ещё не успел перевести на московское время.

Во сколько по московскому времени пилот планирует совершить посадку?
Воспользуйтесь картой часовых поясов Дальневосточного федерального округа России.

Ответ запишите в 24-часовом формате: в первое окошко введите значение для часов, во второе — для минут (например, для времени 18: 10 в первое окошко нужно ввести 18, а во второе — 10).
Скачать ответы
Задание 5. Во время диспансеризации в школе измерили рост учащихся. Оказалось, что рост каждого шестиклассника больше 135 см и меньше 165 см.
Выберите утверждения, которые будут верны при указанных условиях.
В этой школе обязательно найдётся шестиклассник ростом ровно 133 см.
В этой школе обязательно найдётся шестиклассник ростом ровно 169 см.
Рост любого шестиклассника в этой школе меньше 165 см.
Разница в росте между любыми двумя шестиклассниками этой школы не больше 30 см.
Задание 6. Клумба имеет форму круга. На границе клумбы установлен декоративный заборчик.
Найдите длину заборчика, если радиус клумбы равен трём метрам. Ответ дайте в метрах. Число п примите равным 3,14.
Скачать ответы
Задание 7. На рисунке изображён треугольный коврик, на котором проведены его ось симметрии и несколько других прямых.

Какая vиз прямых является осью симметрии треугольного коврика? Выберите верныи вариант ответа.
Скачать ответы
Задание 8. Шахматисты Аня, Борис, Влада, Гена и Даша собираются поехать на спортивные сборы, которые пройдут на базе отдыха в пригороде. До базы можно добраться с автовокзала на рейсовом микроавтобусе. Места в микроавтобусе пронумерованы. К моменту покупки часть мест уже была раскуплена другими пассажирами (отмечены серым цветом на схеме).Ребята купили билеты на свободные места. Известно, что Аня, Влада и Гена займут места в одном ряду, причём Влада — между Аней и Геной. Даша займёт место за Аней, а Борис сядет лицом против направления движения.

Задание 8.1. Рассмотрите схему посадочных мест и, пользуясь приведённым описанием, установите соответствие между именами ребят и номерами мест, которые они займут в микроавтобусе.
Скачать ответы
Задание 8.2. На предстоящих сборах мальчики будут жить в двухместном номере, а девочки — в трёхместном. Также каждый из них должен оплатить трёхразовое питание.
Известно, что сборы продлятся 3 суток. Сколько рублей составят суммарные расходы Влады за время сборов с учётом дороги туда и обратно?
Скачать ответы
Задание 8.3. При предъявлении бейджа участника соревнований магазин сувениров делает скидку 10%. Участник соревнований воспользовался скидкой и купил сувенир за 540 рублей. Сколько рублей стоил сувенир без скидки?
Скачать ответы
Задание 9. В небольшом ресторане установили терминал для заказа и оплаты еды. В нём можно выбрать бургеры, салаты, напитки, получить информацию об акциях и скидку при наличии купона. Обратите внимание, что при вычислении суммы заказа терминал автоматически учитывает акции, если выбранный набор подходит под их условия (для того чтобы воспользоваться акцией «Дома выгоднее», после запуска терминала нажмите кнопку «С собой»).
Для выполнения заданий используйте имитационный блок:

Задание 9.1. Сколько процентов составляет скидка по акции «Дома выгоднее»?
Скачать ответы
Задание 9.2. Сколько рублей стоит заказ, состоящий из двух бургеров от шефа, гавайского смузи и молочного коктейля, если взять его с собой и обедать вне ресторана?
Скачать ответы
Текст 1 Кремли России

Русские кремли создавались для защиты от нападения внешних врагов. Детинец, кром, крепостица, кремль… Названия менялись, но суть оставалась прежней: кремль – это городское укрепление, обнесённое мощной стеной с башнями, воротами и бойницами. По одной из версий, слово «кремль» связано с названием особого вида плотной древесины, пропитанной смолой, не впитывающей влаги и потому не разрушающейся.
Московский Кремль оставался деревянным до XIV века, когда при князе Дмитрии Донском были выстроены белокаменные сооружения. Согласно другой версии, слово «кремль» связано с общеславянским «кром», то есть «край», «кромка». Крепости, которые начали возводить на Руси с XI века, располагались в стратегически удобных местах, позволяющих защитить город: как правило, на высоких берегах рек или озёр, в местах слияния рек.
Естественные преграды дополняли рвами, наполненными водой, и земляными валами, на верхней части которых устанавливались различные укрепления.Вода защищала от нападавших, но сама же становилась источником опасности для крепостных башен и стен, создавая риск оползней, в результате которых стены укреплений разрушались.
Развитие военного дела, изменение тактики осады городов и ведения боя привели к усовершенствованию защитных сооружений, которые с XIV века начали строить из камня, а позже – из кирпича. Чтобы укрепить северо-западные границы Московского княжества, в 1484 году было начато строительство кремля в Великом Новгороде. А двумя годами ранее – в Пскове. Для защиты южных границ Московского государства в 1507 году началось строительство Тульского кремля, в 1525 – Коломенского, а через 3 года после него – Зарайского.
Для укрепления границы с Казанским ханством мастером Петром Фрязиным в 1508 году была заложена каменная стена, от которой берёт начало Нижегородский кремль – второй по величине из сохранившихся в России. В 1612 году от Ивановской башни Нижегородского кремля для защиты Москвы от польских захватчиков выдвинулось войско ополчения, которое собрал для восстания земский староста Кузьма Минин. После взятия Казани Иваном Грозным в 1556 году по приказу царя артель каменщиков под руководством псковских мастеров Постника Яковлева и Ивана Ширяя (строителей собора Василия Блаженного) начала сооружение белокаменных укреплений Казанского кремля на месте старой разрушенной крепости.
Присоединение низовьев Волги привело к необходимости защиты юго-восточных рубежей России. С этой целью в 1582–1589 годах на месте старой деревянно-земляной крепости в 12 километрах от старого города на Заячьем острове был возведён Астраханский кремль. Кремли Ростова Великого и Рязани никогда не являлись грозными оборонительными сооружениями. Поэтому они так и остались деревянно-земляными. Каменные кремли были надёжнее деревянных. И хотя они разрушались от сырости, наносящей вред каменным строениям, а также от воздействия ветра и холода, по сравнению с деревянными они были пожароустойчивыми.
А вот от уничтоженного пожаром Вологодского кремля, созданного по приказу Ивана Грозного в 1556 году, по площади в 2 раза превосходящего Московский Кремль, остались только следы рвов, части вала и Софийский собор – единственное сооружение, выстроенное из камня. В начале XVIII века сгорел и больше не восстанавливался Суздальский кремль. Обветшавшие деревянные стены кремля в Угличе, построенного в 1492 году, были снесены в XVIII–XIX веках.
Скачать ответы
Текст 2
Расположенные в самом центре городов, кремли всегда открывают свои ворота для горожан и многочисленных туристов, поражая их красотой и изяществом строений. Несмотря на наличие обязательных элементов, каждый кремль имеет свой неповторимый облик, свои особенности. Но всё же у кремлёвских ансамблей есть общие черты.
Особый облик кремлёвским ансамблям придают круглые башни. Их очень много и все они разные. Круглая цилиндрическая форма – это единственное, что объединяет такие строения, потому что все они имеют разную высоту и толщину стен, у них разная история и разные архитекторы. Очень непохожа на другие башни Московского Кремля Кутафья башня, возведённая в 1516 году. Она представляет собой двухъярусное строение с выбеленным основанием и ажурной надстройкой красного цвета с белыми деталями, похожей на каменное кружево.
Высота башни всего около 13 м. Через неё осуществляется вход на территорию Кремля со стороны Александровского сада. Своя круглая белая башня, построенная по проекту Ивана Ширяя и Постника Яковлева в 1562 году, есть и на территории Казанского кремля. Она называется Юго-западной, имеет форму цилиндра высотой 17 м. В башне два яруса, небольшие узкие окна-бойницы. В 1970–80-х годах деревянная крыша башни в виде тёмного шатра-конуса была полностью обновлена.
К башне плотно примыкают стены белокаменного Казанского кремля. Своё второе название – Воскресенская – Высокая башня получила по находящейся неподалёку церкви Воскресенья со Стадища. Башня Высокая (Воскресенская) является самой южной точкой Псковского кремля. Она является глухой – через неё нельзя проехать. Эта немного сужающаяся кверху круглая башня является одной из самых высоких башен Псковского кремля: её высота вместе с куполом составляет 34 м. Фундамент и стены выполнены из камня и светлой известняковой плиты.
Задание 10. Выберите два верных утверждения на основе информации, полученной из прочитанных текстов.
Кремль Ростова Великого был деревянно-земляным.
Зарайский кремль старше Казанского кремля.
Псковский кремль был создан для защиты южных границ.
Круглые башни кремлей проектировались одним архитектором.
Высокая башня Псковского кремля в 2 раза ниже Юго-западной башни Казанского кремля.
Скачать ответы
Задание 11. На основе информации из текстов 1 и 2 расположите события из предложенного списка, связанные с историей кремлей России, в соответствующем порядке: от самого позднего к самому раннему.
Скачать ответы

Задание 12. На основе информации из текстов определите, какие из приведённых утверждений соответствуют их содержанию, какие не соответствуют ему и о чём информация в текстах отсутствует (не сказано). В каждой строке выберите соответствующую ячейку.

Задание 13. Определите, подтверждаются ли следующие утверждения данными, приведёнными в текстах.
Скачать ответы

Задание 14. Используя информацию из текстов, переместите с помощью компьютерной мыши представленные ниже тезисы в соответствующие ячейки.

Задание 15. Выберите заглавие, которое наиболее точно отражает содержание текста 2.
Прочные башни
Круглые башни
Высокие башни
Проходные башни
Скачать ответы
Задание 16. На основе информации из текста 2 отметьте изображение, соответствующее Юго-западной башне Казанского кремля.

Обоснуйте своё мнение. Приведите две характеристики (два признака) отмеченной Вами башни, подтверждающие Ваш вывод.
Скачать ответы
Задание 17. Тайники Казани
Мария учится в 6-м классе. Её семья проводит семейный совет, на котором обсуждает маршрут прогулки – экскурсии по центру Казани. Для того чтобы эта прогулка была интересна и взрослым, и детям, члены семьи хотят совместить её с игрой «Найди тайник». На официальном сайте игры они нашли карту тайников Казани и теперь выбирают те тайники и достопримечательности, которые отвечают их интересам. Интерактивная карта позволяет просматривать информацию о тайниках, а также выводить на экран их маршруты.

Мама Марии выбирает тайники, связанные с посещением музейных экспозиций. Папа – тайники, связанные с именами учёных. Илья – младший брат Марии – просит выбирать только традиционные тайники, чтобы получить сувенир на память. А Мария в поисках тайников хочет прогуляться по паркам, причём выбирает такой маршрут, у которого точки старта и финиша практически совпадают.
А. Используйте интерактивную карту тайников, чтобы познакомиться с их описаниями и маршрутами. Для каждого тайника в таблице отметьте тех членов семьи, интересам которых он соответствует. Некоторые тайники могут не соответствовать ничьим интересам.

Б. На карте не найдётся ни одного тайника, который отвечает интересам всех членов семьи, поэтому было решено остановить свой выбор на паре тайников. Но выбрать пару нужно так, чтобы хотя бы один раз интересы каждого члена семьи были бы учтены. Составьте подходящую под это условие пару тайников, выбрав их названия из выпадающих списков:
Скачать ответы
Вариант 3 ответы
Задание 1. Из 26 шоколадных, 18 карамельных, 37 вафельных и 19 желейных конфет составили 4 подарка. В каждом подарке получилось одинаковое количество конфет.
По сколько конфет оказалось в каждом подарке?
Скачать ответы
Задание 2. Людей на улице спрашивали: «Какой сорт сыра вы покупаете чаще?» На круговой диаграмме показаны результаты опроса 100 человек.

Какой ответ оказался самый популярный?
Задание 3. За два дня было продано 15 кг вишни. В первый день было продано две пятых всей вишни.
Сколько килограммов вишни было продано во второй день?
Скачать ответы
Задание 4. В самом большом федеральном округе России — Дальневосточном — целых 5 часовых поясов.
Дима летит ночным рейсом на самолёте из Петропавловска-Камчатского в Москву. В какой-то момент пилот объявил, что до посадки осталось ровно 3 часа. Тогда Дима посмотрел на свои часы, которые ещё не успел перевести на московское время.

Во сколько по московскому времени пилот планирует совершить посадку?
Воспользуйтесь картой часовых поясов Дальневосточного федерального округа России.

Ответ запишите в 24-часовом формате: в первое окошко введите значение для часов, во второе — для минут (например, для времени 18: 10 в первое окошко нужно ввести 18, а во второе — 10).
Скачать ответы
Задание 5. В классе учится 27 человек, из них 16 человек ходят в секцию по волейболу, а 14 — по баскетболу.
Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях.
Не найдётся 15 человек из этого класса, которые занимаются и волейболом, и баскетболом.
Каждый учащийся этого класса посещает обе секции.
Найдётся хотя бы три человека из этого класса, которые посещают обе секции.
В этом классе каждый, кто ходит в секцию по баскетболу, обязательно ходит в секцию и по волейболу.
Задание 6. Клумба имеет форму круга. На границе клумбы установлен декоративный заборчик.
Найдите длину заборчика, если радиус клумбы равен трём метрам. Ответ дайте в метрах. Число п примите равным 3,14.
Скачать ответы
Задание 7. На рисунке изображён коврик в форме трапеции, на котором проведены его ось симметрии и несколько других прямых. Какая из прямых является осью симметрии коврика? Выберите верный вариант ответа.

Задание 7. На рисунке изображён треугольный коврик, на котором проведены его ось симметрии и несколько других прямых. Какая из прямых является осью симметрии треугольного коврика? Выберите верный вариант ответа.
Скачать ответы

Задание 8. Шахматисты Алина, Богдан, Вика, Галя и Дима собираются поехать на спортивные сборы, которые пройдут на базе отдыха в пригороде. До базы можно добраться с автовокзала на рейсовом микроавтобусе. Места в микроавтобусе пронумерованы. К моменту покупки часть мест уже была раскуплена другими пассажирами (отмечены серым цветом на схеме). Ребята купили билеты на свободные места.
Скачать ответы
Известно, что Алина, Вика и Галя займут места в одном ряду, причём Вика — между Алиной и Галей. Дима займёт место за Алиной, а Богдан сядет лицом против направления движения.

Задание 8.1 Рассмотрите схему посадочных мест и, пользуясь приведённым описанием, установите соответствие между именами ребят и номерами мест, которые они займут в микроавтобусе.
Скачать ответы
Задание 8.2. На предстоящих сборах мальчики будут жить в двухместном номере, а девочки — в трёхместном. Также каждый из них должен оплатить трёхразовое питание.
Известно, что сборы продлятся 3 суток. Сколько рублей составят суммарные расходы Димы за время сборов с учётом дороги туда и обратно?
Задание 8.3. Во время распродажи шахматы продавались со скидкой 20%. Сколько рублей составила скидка, если до скидки шахматы стоили 1800 рублей?
Скачать ответы
Задание 9.

Задание 9.1. Сколько различных салатов можно заказать в ресторане?
Задание 9.2. Сколько рублей стоит заказ, состоящий из тайского бургера, бургера от шефа и двух молочных коктейлей, если взять его с собой и обедать вне ресторана?
Скачать ответы
Вариант 4 ответы
Задание 1. В семи коробках было 21, 30, 16, 35, 45, 14 и 28 книг. Книги разместили поровну на семи полках.
По сколько книг оказалось на каждой полке?
Скачать ответы
Задание 2. По результатам исследования продолжительности сна была составлена следующая диаграмма.
По горизонтали отображается количество часов сна в сутках, по вертикали — процент участников
исследования, спящих соответствующее количество часов.
Скачать ответы

Оцените по диаграмме, сколько процентов участников исследования спит 9 часов в сутки?
Задание 3. У Иры есть пятая часть стоимости билета на концерт
Сколько рублей стоит билет на концерт, если Ире не хватает ещё 1000 рублей?
Скачать ответы
Задание 4. В самом большом федеральном округе России — Дальневосточном — целых 5 часовых поясов.
Миша летит дневным рейсом на самолёте из Хабаровска в Москву. В какой-то момент пилот объявил, что до посадки осталось ровно 2 часа. Тогда Миша посмотрел на свои часы, которые ещё не успел перевести на московское время.

Во сколько по московскому времени пилот планирует совершить посадку?
Скачать ответы
Воспользуйтесь картой часовых поясов Дальневосточного федерального округа России.

Ответ запишите в 24-часовом формате: в первое окошко введите значение для часов, во второе — для минут (например, для времени 18:10 в первое окошко нужно ввести 18, а во второе — 10).
Задание 5. В классе учится 27 человек, из них 16 человек ходят в секцию по волейболу, а 14 — по баскетболу.
Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях.
Не найдётся 15 человек из этого класса, которые занимаются и волейболом, и баскетболом.
Каждый учащийся этого класса посещает обе секции.
Найдётся хотя бы три человека из этого класса, которые посещают обе секции.
В этом классе каждый, кто ходит в секцию по баскетболу, обязательно ходит в секцию и по
волейболу.
Скачать ответы
Задание 6. Клумба имеет форму круга.
Найдите площадь клумбы, если радиус клумбы равен четырём метрам. Ответ дайте в квадратных метрах. Число п примите равным 3,14.
Скачать ответы
Задание 7. На рисунке изображён коврик в форме трапеции, на котором проведены его ось
симметрии и несколько других прямых.

Какая из прямых является осью симметрии коврика? Выберите верный вариант ответа.
Скачать ответы
Прочитайте внимательно текст и выполните задания.
Шахматисты Антон, Борис, Влада, Глеб и Даша собираются поехать на спортивные сборы, которые пройдут на базе отдыха в пригороде. До базы можно добраться с автовокзала на рейсовом микроавтобусе. Места в микроавтобусе пронумерованы. К моменту покупки часть
мест уже была раскуплена другими пассажирами (отмечены серым цветом на схеме).
Ребята купили билеты на свободные места. Известно, что Даша займёт место рядом с Борисом, который сядет за Глебом. Влада займёт место с нечётным номером в водительском ряду. Кроме того, Антон и Глеб будут сидеть напротив друг друга.

Задание 8.1 Рассмотрите схему посадочных мест и, пользуясь приведённым описанием, установите соответствие между именами ребят и номерами мест, которые они займут в микроавтобусе.
Скачать ответы

Задание 8.2. На предстоящих сборах мальчики будут жить в двухместном номере, а девочки — в трёхместном. Также каждый из них должен оплатить трёхразовое питание.
Известно, что сборы продлятся 3 суток. Сколько рублей составят суммарные расходы Влады за время сборов с учётом дороги туда и обратно?
Скачать ответы
Задание 8.3. При предъявлении бейджа участника соревнований магазин сувениров делает скидку 10%. Участник соревнований воспользовался скидкой и купил сувенир за 540 рублей. Сколько рублей стоил сувенир без скидки?

Задание 9.1. Сколько различных бургеров можно заказать в ресторане?
Задание 9.2. Сколько рублей стоит заказ, состоящий из двух салатов «Цезарь», гавайского смузи и молочного коктейля, если взять его с собой и обедать вне ресторана?
Скачать ответы
Текст 1
Нижний Новгород
Нижний Новгород имеет богатую историю. Наряду с городами Золотого кольца России: Ростовом Великим, Ярославлем, Владимиром и другими он является жемчужиной нашей страны. Шестой по численности населения город Российской Федерации, Нижний Новгород находится в 439 км от Москвы. Он расположен на месте слияния двух рек: Оки и Волги. Нижний Новгород можно назвать водной чашей: на его территории насчитывается 12 рек и более 30 озёр, самое крупное из которых, Мещерское, имеет площадь 14 га.
Современный Нижний Новгород – важный экономический, транспортный и культурный центр Российской Федерации. В городе, который является крупным транспортным узлом, развито судостроение, авиастроение и автомобилестроение. Первый автомобиль появился в Нижнем Новгороде в 1896 году, а железная дорога – в 1862 году. Сегодня до Нижнего Новгорода с Восточного вокзала г. Москвы можно добраться на скоростном поезде «Ласточка» за 4 часа. В 2020 году по итогам народного голосования нижегородскому аэропорту Стригино было присвоено имя выдающегося лётчика Валерия Чкалова.
Нижний Новгород не случайно считается родиной российской авиации. В этом городе появился на свет родоначальник высшего пилотажа и автор знаменитой мёртвой петли, лётчик и авиаконструктор Пётр Нестеров, который в 1910 году построил летательный аппарат и самостоятельно осуществлял на нём полёты. А в 1913 году Нестеров разработал конструкцию авиационного двигателя мощностью 120 лошадиных сил.
Традиции знаменитого земляка продолжил автор 15 фигур высшего пилотажа, советский лётчик, испытатель более 70 типов самолётов, Герой Советского Союза Валерий Чкалов. На площади Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде в 1940 году был установлен памятник этому прославленному лётчику, его именем названа одна из самых больших лестниц России, сооружённая в центре Нижнего Новгорода в честь победы советских войск в Сталинградской битве.

Рис. 1. Фрагмент рекламной листовки 1923 г. Важным этапом развития российской авиации стало открытие первой пассажирской авиалинии между Нижним Новгородом и Москвой: 15 июля 1923 года в столицу был отправлен первый пассажирский самолёт «Юнкерс F–13», принадлежавший компании «Добролёт».
Пассажирам нужно было утеплиться, несмотря на то, что полёт выполнялся на высоте около 300 м и только в хорошую погоду. Полагалось надеть унты́, тулуп и варежки. Из-за отсутствия радиосвязи с землёй пилоту приходилось ориентироваться по наземным объектам, которые он видел с высоты: по рекам и полотну железной дороги.
Сегодня современный нижегородский аэропорт, находящийся в черте города, за день принимает десятки рейсов. А в музее аэропорта собрано более 4,5 тыс. экспонатов – документов, редких фотографий, моделей самолётов и наземного оборудования, – рассказывающих о важных этапах становления и развития отечественного авиационного транспорта.
Текст 2
Нижний Новгород, история которого начинается в 1221 году, бережно хранит строения, созданные в предшествующие эпохи. Неповторимая архитектура вызывает восхищение горожан и многочисленных туристов своими необычными решениями. Из-за пожаров и недостаточного ухода количество старинных сооружений с каждым годом сокращается. Сегодня многие исторические здания являются объектами культурного наследия. В число сооружений, находящихся под охраной государства, вхдят знаменитые купеческие особняки.
Нали́чник – архитектурная деталь, обрамление оконного или дверного проёма. Мезони́н – надстройка над серединой здания. Фаса́д – наружная лицевая часть здания. Дом купцов Лошкарёвых и дом купца Климова – образцы деревянного зодчества. Фасад небольшого дома Климова, построенного в 1870–1871 годах архитектором Робертом Килевейном в стиле русского народного зодчества, обшит светлыми досками и украшен однотонной резьбой с растительными орнаментами.
А вот резные наличники на окнах (в том числе на окнах в форме сдвоенных арок, расположенных в правой и левой части фасада) отсутствуют. В каменном цокольном этаже этого небольшого одноэтажного дома находились хозяйственные помещения, а деревянный этаж над цокольным был жилым. В доме Лошкарёвых, который из-за белых резных наличников, похожих на деревянное кружево, и уютного мезонина напоминает игрушку, до сих пор живут потомки знаменитых купцов.
Атла́нты – скульптурные изображения мужских фигур, которые выполняют декоративную или опорную функцию (поддерживают какие-либо конструкции). Лепни́на – выпуклые рельефные украшения на фасадах и во внутренних помещениях зданий. Кариати́да – колонна, опора в здании в виде женской фигуры. В 1877 году был сооружён каменный особняк купца Рукавишникова. Фасад светлого серо-голубого трёхэтажного здания украшен лепниной, оконные простенки – кариатидами, а балкон второго этажа поддерживают атланты.
В 1906 году к зданию был проложен новый водопровод. Сегодня особняк, отреставрированный в 2007–2010 годах, является главным зданием Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. А в особняке купца Маркова (построен в 1915 году) – прочном каменном двухэтажном строении светло-жёлтого цвета с высокими окнами в виде арок, расположенными в центральной части здания, – сегодня учатся студенты Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.
Скачать ответы
Задание 10. Выберите два верных утверждения на основе информации, полученной из прочитанных текстов.
Поезда появились в Нижнем Новгороде раньше, чем самолёты.
Нижний Новгород расположен на месте слияния 14 рек.
На площади Минина и Пожарского установлен памятник Петру Нестерову.
Нижний Новгород находится за пределами Золотого кольца России.
Надстройка над серединой здания называется фасадом.
Задание 11. На основе информации из текстов 1 и 2 расположите события из предложенного списка, связанные с историей Нижнего Новгорода, в соответствующем порядке: от самого раннего к самому позднему.
Скачать ответы

Задание 12. На основе информации из текстов определите, какие из приведённых утверждений соответствуют их содержанию, какие не соответствуют ему и о чём информация в текстах отсутствует (не сказано). В каждой строке выберите соответствующую ячейку.
Задание 13. Определите, подтверждаются ли следующие утверждения данными, приведёнными в текстах.
Скачать ответы
Задание 14. Используя информацию из текстов, переместите с помощью компьютерной мыши представленные ниже тезисы в соответствующие ячейки.

Задание 15. Выберите заглавие, которое наиболее точно отражает содержание текста 2.
Зачем строились нижегородские усадьбы?
Каменные дома нижегородских купцов
Известные нижегородские архитекторы
Купеческие особняки Нижнего Новгорода
Скачать ответы
Задание 16. На основе информации из текста 2 отметьте изображение, соответствующее особняку купца Климова.

Обоснуйте своё мнение. Приведите две характеристики (два признака) отмеченного Вами особняка, подтверждающие Ваш вывод.
Скачать ответы
Задание 17. Тайники Нижнего Новгорода
Мария учится в 6-м классе. Её семья проводит семейный совет, на котором обсуждает маршрут прогулки – экскурсии по центру Нижнего Новгорода. Для того чтобы эта прогулка была интересна и взрослым, и детям, члены семьи хотят совместить её с игрой «Найди тайник». На официальном сайте игры они нашли карту тайников Нижнего Новгорода и теперь выбирают те тайники и достопримечательности, которые отвечают их интересам.
Скачать ответы
Интерактивная карта позволяет просматривать информацию о тайниках, а также выводить на экран их маршруты.

Мама Марии – художник, ей интересны тайники, позволяющие больше узнать о монументах и уличном искусстве. Папу интересуют тайники, позволяющие познакомиться с памятниками архитектуры города, включая старинные инженерные сооружения. Сергея – младшего брата Марии – интересуют только виртуальные тайники. Сама Мария интересуется маршрутными тайниками, но гулять только по одной улице ей неинтересно.
Скачать ответы
А. Используйте интерактивную карту местности, чтобы познакомиться с описаниями тайников и их маршрутами. Для каждого тайника в таблице отметьте тех членов семьи, интересам которых он соответствует. Некоторые тайники могут не соответствовать ничьим интересам.
Б. На карте не найдётся ни одного тайника, который отвечает интересам всех членов семьи, поэтому было решено остановить свой выбор на паре тайников. Но выбрать пару нужно так, чтобы хотя бы один раз интересы каждого члена семьи были бы учтены. Составьте подходящую под это условие пару тайников, выбрав их названия из выпадающих списков:
Скачать ответы
Вариант 5 ответы
Задание 1. Из 18 шоколадных, 19 карамельных, 32 вафельных и 23 желейных конфет составили 4 подарка. В каждом подарке получилось одинаковое количество конфет.
По сколько конфет оказалось в каждом подарке?
Скачать ответы
Задание 2. Людей на улице спрашивали: «Какой месяц, по вашему мнению, самый дождливый?» На круговой диаграмме показаны результаты опроса 100 человек.

Какой ответ оказался самый редкий?
Скачать ответы
Задание 3. У Иры есть пятая часть стоимости билета на концерт.
Сколько рублей стоит билет на концерт, если Ире не хватает ещё 1000 рублей?
Скачать ответы
Задание 4. В самом большом федеральном округе России — Дальневосточном — целых 5 часовых поясов.
Ксюша летит дневным рейсом на самолёте из Читы в Москву. В какой-то момент пилот объявил, что до посадки осталось ровно З часа. Тогда Ксюша посмотрела на свои часы, которые ещё не успела перевести на московское время.

Во сколько по московскому времени пилот планирует совершить посадку?
Скачать ответы
Воспользуйтесь картой часовых поясов Дальневосточного федерального округа России

Ответ запишите в 24-часовом формате: в первое окошко введите значение для часов, во второе — для минут (например, для времени 18: 10 в первое окошко нужно ввести 18, а во второе — 10).
Задание 5. Во время диспансеризации в школе измерили рост учащихся. Оказалось, что рост каждого шестиклассника больше 135 см и меньше 165 см.
Выберите утверждения, которые будут верны при указанных условиях.
В этой школе обязательно найдётся шестиклассник ростом ровно 133 см.
В этой школе обязательно найдётся шестиклассник ростом ровно 169 см.
Рост любого шестиклассника в этой школе меньше 165 см.
Разница в росте между любыми двумя шестиклассниками этой школы не больше 30 см.
Скачать ответы
Задание 6. Клумба имеет форму круга.
Найдите площадь клумбы, если радиус клумбы равен трём метрам. Ответ дайте в квадратных метрах. Число п примите равным 3,14.
Задание 7. На рисунке изображён треугольный коврик, на котором проведены его ось
симметрии и несколько других прямых.

Какая из прямых является осью симметрии треугольного коврика? Выберите верныи вариант ответа.
Скачать ответы
Прочитайте внимательно текст и выполните задания.
Шахматисты Алина, Богдан, Вика, Галя и Дима собираются поехать на спортивные сборы, которые пройдут на базе отдыха в пригороде. До базы можно добраться с автовокзала на рейсовом микроавтобусе. Места в микроавтобусе пронумерованы. К моменту покупки часть
мест уже была раскуплена другими пассажирами (отмечены серым цветом на схеме).

Ребята купили билеты на свободные места. Известно, что Алина, Вика и Галя займут места в одном ряду, причём Вика — между Алиной и Галей. Дима займёт место за Алиной, а Богдан сядет лицом против направления движения.
Задание 8.1 Рассмотрите схему посадочных мест и, пользуясь приведённым описанием, установите соответствие между именами ребят и номерами мест, которые они займут в микроавтобусе.
Скачать ответы

Подпишитесь на наш телеграмм канал ,что бы не упускать новости образования, важные контрольные и проверочные работы – подписаться