МЦКО Функциональная грамотность 6 класс ответы и задания 20.03.2025. Работа проводится в городе Москва (77 регион).
Вариант 7 ответы
Задание 1. В семи коробках было 21, 30, 16, 35, 45, 14 и 28 книг. Книги разместили поровну на семи полках.
По сколько книг оказалось на каждой полке?
Скачать ответы
Задание 2. Людей на улице спрашивали: «Какой месяц, по вашему мнению, самый дождливый?» На круговой диаграмме показаны результаты опроса 100 человек.

Какой ответ дали примерно четверть опрошенных?
Задание 3. Кирилл хочет купить велосипед. У него на карте лежит 6000 рублей
Скачать ответы

Задание 4. В самом большом федеральном округе России — Дальневосточном — целых 5 часовых поясов.
Костя летит дневным рейсом на самолёте из Якутска в Москву. В какой-то момент пилот объявил, что до посадки осталось ровно 2 часа. Тогда Костя посмотрел на свои часы, которые ещё не успел перевести на московское время.

Во сколько по московскому времени пилот планирует совершить посадку?
Скачать ответы
Воспользуйтесь картой часовых поясов Дальневосточного федерального округа России.

Ответ запишите в 24-часовом формате: в первое окошко введите значение для часов, во второе — для минут (например, для времени 18:10 в первое окошко нужно ввести 18, а во второе — 10).
Скачать ответы
Задание 5. В классе учится 27 человек, из них 16 человек ходят в секцию по волейболу, а 14 — по баскетболу.
Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях.
Не найдётся 15 человек из этого класса, которые занимаются и волейболом, и баскетболом.
Каждый учащийся этого класса посещает обе секции.
Найдётся хотя бы три человека из этого класса, которые посещают обе секции.
В этом классе каждый, кто ходит в секцию по баскетболу, обязательно ходит в секцию и по
волейболу.
Скачать ответы
Задание 6. Клумба имеет форму круга.
Найдите площадь клумбы, если радиус клумбы равен трём метрам. Ответ дайте в квадратных метрах. Число пи примите равным 3,14.
Задание 7. На рисунке изображён треугольный коврик, на котором проведены его ось
симметрии и несколько других прямых.

Какая из прямых является осью симметрии треугольного коврика? Выберите верныи вариант ответа.
Скачать ответы
Задание 8. Прочитайте внимательно текст и выполните задания.
Шахматисты Алина, Богдан, Вика, Галя и Дима собираются поехать на спортивные сборы, которые пройдут на базе отдыха в пригороде. До базы можно добраться с автовокзала на рейсовом микроавтобусе. Места в микроавтобусе пронумерованы. К моменту покупки часть
мест уже была раскуплена другими пассажирами (отмечены серым цветом на схеме).

Ребята купили билеты на свободные места. Известно, что Алина, Вика и Галя займут места в одном ряду, причём Вика — между Алиной и Галей. Дима займёт место за Алиной, а Богдан сядет лицом против направления движения.
Скачать ответы
Задание 8.1. Рассмотрите схему посадочных мест и, пользуясь приведённым описанием, установите соответствие между именами ребят и номерами мест, которые они займут в микроавтобусе.
Задание 8.2 На предстоящих сборах мальчики будут жить в двухместном номере, а девочки — в трёхместном. Также каждый из них должен оплатить трёхразовое питание.
Известно, что сборы продлятся 3 суток. Сколько рублей составят суммарные расходы Димы за время сборов с учётом дороги туда и обратно?
Скачать ответы
Задание 8.3. Во время распродажи шахматы продавались со скидкой 20%. Сколько рублей составила скидка, если до скидки шахматы стоили 1800 рублей?
Скачать ответы
Задание 9. Текст 1. Кремли России

Русские кремли создавались для защиты от нападения внешних врагов. Детинец, кром, крепостица, кремль… Названия менялись, но суть оставалась прежней: кремль – это городское укрепление, обнесённое мощной стеной с башнями, воротами и бойницами.
По одной из версий, слово «кремль» связано с названием особого вида плотной древесины, пропитанной смолой, не впитывающей влаги и потому не разрушающейся. Московский Кремль оставался деревянным до XIV века, когда при князе Дмитрии Донском были выстроены белокаменные сооружения. Согласно другой версии, слово «кремль» связано с общеславянским «кром», то есть «край», «кромка».
Крепости, которые начали возводить на Руси с XI века, располагались в стратегически удобных местах, позволяющих защитить город: как правило, на высоких берегах рек или озёр, в местах слияния рек. Естественные преграды дополняли рвами, наполненными водой, и земляными валами, на верхней части которых устанавливались различные укрепления.
Вода защищала от нападавших, но сама же становилась источником опасности для крепостных башен и стен, создавая риск оползней, в результате которых стены укреплений разрушались.
Развитие военного дела, изменение тактики осады городов и ведения боя привели к усовершенствованию защитных сооружений, которые с XIV века начали строить из камня, а позже – из кирпича.
Чтобы укрепить северо-западные границы Московского княжества, в 1484 году было начато строительство кремля в Великом Новгороде. А двумя годами ранее – в Пскове. Для защиты южных границ Московского государства в 1507 году началось строительство Тульского кремля, в 1525 – Коломенского, а через 3 года после него – Зарайского. Для укрепления границы с Казанским ханством мастером Петром Фрязиным в 1508 году была заложена каменная стена, от которой берёт начало Нижегородский кремль – второй по величине из сохранившихся в России. В 1612 году от Ивановской башни Нижегородского кремля для защиты Москвы от польских захватчиков выдвинулось войско ополчения, которое собрал земский староста Кузьма Минин.
После взятия Казани Иваном Грозным в 1556 году по приказу царя артель каменщиков под руководством псковских мастеров Постника Яковлева и Ивана Ширяя (строителей собора Василия Блаженного) начала сооружение белокаменных укреплений Казанского кремля на месте старой разрушенной крепости. Присоединение низовьев Волги привело к необходимости защиты юго-восточных рубежей России. С этой целью в 1582–1589 годах на месте старой деревянно-земляной крепости в 12 километрах от старого города на Заячьем острове был возведён Астраханский кремль. Кремли Ростова Великого и Рязани никогда не являлись грозными оборонительными сооружениями. Поэтому они так и остались деревянно-земляными. Каменные кремли были надёжнее деревянных.
И хотя они разрушались от сырости, наносящей вред каменным строениям, а также от воздействия ветра и холода, по сравнению с деревянными они были пожароустойчивыми. А вот от уничтоженного пожаром Вологодского кремля, созданного по приказу Ивана Грозного в 1556 году, по площади в 2 раза превосходящего Московский Кремль, остались только следы рвов, части вала и Софийский собор – единственное сооружение, выстроенное из камня. В 1719 году сгорел и больше не восстанавливался Суздальский кремль. Обветшавшие деревянные стены кремля в Угличе, построенного в 1492 году, были снесены в XVIII–XIX веках.
Текст 2
Расположенные в самом центре городов, кремли всегда открывают свои ворота для горожан и многочисленных туристов, поражая их красотой и изяществом строений. Несмотря на наличие обязательных элементов, каждый кремль имеет свой неповторимый облик, свои особенности. Но всё же их многое объединяет. В 1658 году Боровицкая башня Московского Кремля была переименована в Предтеченскую – по церкви Рождества Предтечи.
Но вскоре ей вернули прежнее название, которое возникло благодаря месторасположению башни, стоящей на Боровицком холме. По другой легенде, её строительством занимались мастера из Боровска, поэтому она названа в их честь. Например, жемчужина Казанского кремля – «падающая башня» Сююмбике́, наклон которой превосходит наклон знаменитой итальянской Пизанской башни, – не просто сочетает традиции русской и татарской культур.
Она имеет двух московских башен-«сестёр»: Боровицкую башню Московского Кремля и главную башню Казанского вокзала. Внешне она очень напоминает Боровицкую башню Московского Кремля. Построенные из красного кирпича, Сююмбике́ и Боровицкая башня имеют сужающуюся кверху структуру (ярусы расположены по принципу ступенчатой пирамиды) и проездные ворота, над которыми расположены ярусы башен со шпилями. Только на шпиле Боровицкой башни установлена красная звезда, а на шпиле Сююмбике́ – полумесяц. А проездные ворота находятся не в основании Боровицкой башни (как у Сююмбике́), а в пристроенной к ней стене-стрельнице. Нижние ярусы башен имеют четыре грани, а верхние – восемь.
Декоративные колонны верхнего яруса Боровицкой башни завершаются арками, украшенными белокаменными деталями, которых нет на казанской башне. Высота башни Сююмбике́ со шпилем составляет 58 м, а Боровицкой – около 54 м. Вход в башню Сююмбике́ украшают приставные колонны. Сююмбике́ вдохновила архитектора В. Щусева на создание главной башни Казанского вокзала в Москве. На шпиле этой 73-метровой ступенчатой башни, построенной в 1914 году, установлен флюгер с изображением «Казанского дракона» Зиланта – защитника Казани, покровителя добрых сил.
Задание 10. Выберите два верных утверждения на основе информации, полученной из прочитанных текстов.
Русские кремли создавались для украшения городов.
Рязанский кремль построен из белого камня.
Мастер Пётр Фрязин заложил в 1508 году стены Казанского кремля.
Башни могли именовать по названию расположенных вблизи храмов.
Башня Сююмбике́ выше Боровицкой башни Московского Кремля.
Скачать ответы
Задание 11. На основе информации из текстов 1 и 2 расположите события из предложенного списка, связанные с историей кремлей России, в соответствующем порядке: от самого позднего к самому раннему.
Скачать ответы

Задание 12. На основе информации из текстов определите, какие из приведённых утверждений соответствуют их содержанию, какие не соответствуют ему и о чём информация в текстах отсутствует (не сказано). В каждой строке выберите соответствующую ячейку.
Задание 13. Определите, подтверждаются ли следующие утверждения данными, приведёнными в текстах.
Скачать ответы
Задание 14. Используя информацию из текстов, переместите с помощью компьютерной мыши представленные ниже тезисы в соответствующие ячейки.
Задание 15. Выберите заглавие, которое наиболее точно отражает содержание текста 2.
Легенды кремлёвских башен
Башни-«сёстры»
Архитектура Казанского кремля
Кремлёвские башни
Скачать ответы
Задание 16. На основе информации из текста 2 отметьте изображение, соответствующее Боровицкой башне Московского Кремля.

Обоснуйте своё мнение. Приведите две характеристики (два признака) отмеченной Вами башни, подтверждающие Ваш вывод.
Скачать ответы
Задание 17. Тайники Казани Дарья учится в 6-м классе. Её семья проводит семейный совет, на котором обсуждает маршрут прогулки – экскурсии по центру Казани. Для того чтобы эта прогулка была интересна и взрослым, и детям, члены семьи хотят совместить её с игрой «Найди тайник». На официальном сайте игры они нашли карту тайников Казани и теперь выбирают те тайники и достопримечательности, которые отвечают их интересам. Интерактивная карта позволяет просматривать информацию о тайниках, а также выводить на экран их маршруты.
Маме Дарьи интересны тайники, посещение которых позволит больше узнать об истории города. Папу интересуют тайники, посвящённые арт-объектам, скульптурам и памятникам. Антон – младший брат Дарьи – очень любит компьютерные игры, поэтому просит выбирать только виртуальные тайники. Дарью интересуют только тайники, маршруты которых заканчиваются у станции метро «Кремлёвская». А. Используйте интерактивную карту тайников, чтобы познакомиться с описаниями тайников и их маршрутами. Для каждого тайника в таблице отметьте тех членов семьи, интересам которых он соответствует. Некоторые тайники могут не соответствовать ничьим интересам.
Б. На карте не найдётся ни одного тайника, который отвечает интересам всех членов семьи, поэтому было решено остановить свой выбор на паре тайников. Но выбрать пару нужно так, чтобы хотя бы один раз интересы каждого члена семьи были бы учтены. Составьте подходящую под это условие пару тайников, выбрав их названия из выпадающих списков:
Вариант 8 ответы
Задание 1. Из 26 шоколадных, 18 карамельных, 37 вафельных и 19 желейных конфет составили 4 подарка. В каждом подарке получилось одинаковое количество конфет.
По сколько конфет оказалось в каждом подарке?
Скачать ответы
Задание 2. Людей на улице спрашивали: «Какой месяц, по вашему мнению, самый дождливый?» На круговой диаграмме показаны результаты опроса 100 человек.

Какой ответ дали примерно четверть опрошенных?
Задание 3. У Иры есть пятая часть стоимости билета на концерт
Сколько рублей стоит билет на концерт, если Ире не хватает ещё 1000 рублей?
Скачать ответы
Задание 4. В самом большом федеральном округе России — Дальневосточном — целых
5 часовых поясов. Кристина летит дневным рейсом на самолёте из Улан-Удэ в Москву. В какой-то
момент пилот объявил, что до посадки осталось ровно 4 часа. Тогда Кристина посмотрела на свои часы, которые ещё не успела перевести на московское время.

Во сколько по московскому времени пилот планирует совершить посадку?
Воспользуйтесь картой часовых поясов Дальневосточного федерального округа России.

Ответ запишите в 24-часовом формате: в первое окошко введите значение для часов, во второе — для минут (например, для времени 18:10 в первое окошко нужно ввести 18, а во второе — 10).
Задание 5. В классе учится 26 человек, из них 16 человек изучают английский язык, а 12 человек — китайский.
Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях
Меньше 13 человек из этого класса изучают и английский, и китайский языки.
В этом классе хотя бы четверо учащихся изучают английский язык, но не изучает китайский.
В этом классе нет ни одного ученика, изучающего и английский, и китайский языки.
Если учащийся этого класса изучает китайский язык, то он изучает и английский язык.
Скачать ответы
Задание 6. Найдите площадь круглой пиццы, радиус которой равен 15 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах. Число пи примите равным 3,14.
Скачать ответы
Задание 7. На рисунке изображён прямоугольный коврик, на котором проведены его ось симметрии и несколько других прямых.

Какая из прямых является осью симметрии прямоугольного коврика? Выберите верный вариант ответа.
Задание 8. Прочитайте внимательно текст и выполните задания.
Шахматисты Алина, Богдан, Витя, Галя и Дима собираются поехать на спортивные сборы, которые пройдут на базе отдыха в пригороде. До базы можно добраться с автовокзала на рейсовом микроавтобусе. Места в микроавтобусе пронумерованы. К моменту покупки часть
мест уже была раскуплена другими пассажирами ( отмечены серым цветом на схеме).

Ребята купили билеты на свободные места. Известно, что Алина займёт место рядом с Галей, которая сядет за Димой. Богдан займёт место с нечётным номером в водительском ряду. Кроме того, Витя и Дима будут сидеть напротив друг друга.
Скачать ответы
Вариант 9 ответы
Задание 1. В шести туристических группах было 29, 41, 26, 45, 44 и 31 человек. Туристов распределили поровну по шести автобусам.
По сколько человек оказалось в каждом автобусе?
Скачать ответы
Задание 2. Людей на улице спрашивали: «Какой месяц, по вашему мнению, самый дождливый?» На круговой диаграмме показаны результаты опроса 100 человек.

Какой ответ оказался самый редкий?
Задание 3. У Иры есть четверть стоимости билета на концерт.
Сколько рублей стоит билет на концерт, если Ире не хватает ещё 1200 рублей?
Скачать ответы
Задание 4. В самом большом федеральном округе России — Дальневосточном — целых
5 часовых поясов. Миша летит дневным рейсом на самолёте из Хабаровска в Москву. В какой-то
момент пилот объявил, что до посадки осталось ровно 2 часа. Тогда Миша посмотрел на свои часы, которые ещё не успел перевести на московское время.

Во сколько по московскому времени пилот планирует совершить посадку?
Воспользуйтесь картой часовых поясов Дальневосточного федерального округа России.

Ответ запишите в 24-часовом формате: в первое окошко введите значение для часов, во второе — для минут (например, для времени 18:10 в первое окошко нужно ввести 18, а во второе — 10).
Задание 5. В классе учится 27 человек, из них 16 человек ходят в секцию по волейболу, а 14 — по баскетболу.
Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях.
Не найдётся 15 человек из этого класса, которые занимаются и волейболом, и баскетболом.
Каждый учащийся этого класса посещает обе секции.
Найдётся хотя бы три человека из этого класса, которые посещают обе секции.
В этом классе каждый, кто ходит в секцию по баскетболу, обязательно ходит в секцию и по
волейболу.
Скачать ответы
Задание 6. Найдите площадь круглой пиццы, радиус которой равен 15 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах. Число п примите равным 3,14.
Задание 7. На рисунке изображён треугольный коврик, на котором проведены его ось
симметрии и несколько других прямых.

Какая из прямых является осью симметрии треугольного коврика? Выберите верный вариант ответа.
Скачать ответы
Задание 8. Прочитайте внимательно текст и выполните задания.
Шахматисты Антон, Борис, Влада, Глеб и Даша собираются поехать на спортивные сборы, которые пройдут на базе отдыха в пригороде. До базы можно добраться с автовокзала на рейсовом микроавтобусе. Места в микроавтобусе пронумерованы. К моменту покупки часть
мест уже была раскуплена другими пассажирами (отмечены серым цветом на схеме).

Ребята купили билеты на свободные места. Известно, что Глеб займёт место рядом с Дашей, которая сядет за Владой. Антон займёт место с чётным номером в водительском ряду. Кроме того, Борис и Влада будут сидеть напротив друг друга.
Скачать ответы
Вариант 10 ответы
Задание 1. Мальчики собирали ракушки на пляже. Алексей нашёл 29 ракушек, Богдан — 23, Василий — 35, Григорий — 16, Дмитрий — 37. На обратном пути ребята решили разделить ракушки поровну.
По сколько ракушек оказалось у каждого из них?
Скачать ответы
Задание 2. Людей на улице спрашивали: «Какой сорт сыра вы покупаете чаще?» На круговой диаграмме показаны результаты опроса 100 человек.

Задание 3. За два дня было продано 15 кг вишни. В первый день было продано две пятых всей вишни.
Сколько килограммов вишни было продано во второй день?
Скачать ответы
Задание 4. В самом большом федеральном округе России — Дальневосточном — целых
5 часовых поясов. Костя летит дневным рейсом на самолёте из Якутска в Москву. В какой-то момент пилот объявил, что до посадки осталось ровно 2 часа. Тогда Костя посмотрел на
свои часы, которые ещё не успел перевести на московское время.

Во сколько по московскому времени пилот планирует совершить посадку?
Воспользуйтесь картой часовых поясов Дальневосточного федерального округа России.

Ответ запишите в 24-часовом формате: в первое окошко введите значение для часов, во второе — для минут (например, для времени 18:10 в первое окошко нужно ввести 18, а во второе — 10).
Скачать ответы
Задание 5. В классе учится 25 человек, из них 15 человек ходят в секцию по волейболу, а 12 — по баскетболу.
Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях.
Каждый учащийся этого класса посещает обе секции.
В этом классе хотя бы трое учащихся занимаются волейболом, но не занимаются баскетболом.
В этом классе каждый, кто ходит в секцию по волейболу, обязательно ходит в секцию и по
баскетболу.
Меньше 13 человек из этого класса занимаются и волейболом, и баскетболом.
Скачать ответы
Задание 6. Клумба имеет форму круга.
Найдите площадь клумбы, если радиус клумбы равен трём метрам. Ответ дайте в квадратных метрах. Число пи примите равным 3,14.
Задание 7. На рисунке изображён треугольный коврик, на котором проведены его ось
симметрии и несколько других прямых.

Какая из прямых является осью симметрии треугольного коврика? Выберите верныи вариант ответа.
Скачать ответы
Задание 8. Прочитайте внимательно текст и выполните задания.
Шахматисты Алина, Богдан, Витя, Галя и Дима собираются поехать на спортивные сборы, которые пройдут на базе отдыха в пригороде. До базы можно добраться с автовокзала на рейсовом микроавтобусе. Места в микроавтобусе пронумерованы. К моменту покупки часть
мест уже была раскуплена другими пассажирами (отмечены серым цветом на схеме).

Ребята купили билеты на свободные места. Известно, что Галя займёт место рядом с Димой, который сядет за Витей. Алина займёт место с чётным номером в водительском ряду. Кроме того, Богдан и Витя будут сидеть напротив друг друга.
Скачать ответы
Вариант 11
Задание 1. В семи коробках было 21, 30, 16, 35, 45, 14 и 28 книг. Книги разместили поровну на семи полках. По сколько книг оказалось на каждой полке?
Скачать ответы
Задание 2. На сайте зоопарка опубликовали диаграмму, показывающую, сколько рублей в день в среднем тратится на питание (содержание) различных животных.

Содержание какого животного из перечисленных обходится зоопарку дешевле других?
Задание 3. Кирилл хочет купить велосипед. У него на карте лежит 6000 рублей. Сколько рублей стоит выбранный Кириллом велосипед, если ещё не хватает 1/4 стоимости велосипеда?
Скачать ответы
Задание 4. В самом большом федеральном округе России – Дальневосточном – целых 5 часовых поясов. Федя летит ночным рейсом на самолёте из Магадана в Москву. В какой-то момент пилот объявил, что до посадки осталось ровно 3 часа. Тогда Федя посмотрел на свои часы, которые ещё не успел перевести на московское время.

Во сколько по московскому времени пилот планирует совершить посадку? Воспользуйтесь картой часовых поясов Дальневосточного федерального округа России. Ответ запишите в 24-часовом формате: в первое окошко введите значение для часов, во второе – для минут (например, для времени 18:10 в первое окошко нужно ввести 18, а во второе – 10).
Задание 5. Во время диспансеризации в школе измерили рост учащихся. Оказалось, что рост каждого шестиклассника больше 135 см и меньше 165 см. Выберите утверждения, которые будут верны при указанных условиях. В этой школе обязательно найдётся шестиклассник ростом ровно 133 см. В этой школе обязательно найдётся шестиклассник ростом ровно 169 см. Рост любого шестиклассника в этой школе меньше 165 см. Разница в росте между любыми двумя шестиклассниками этой школы не больше 30 см.
Скачать ответы
Задание 6. Клумба имеет форму круга. Найдите площадь клумбы, если радиус клумбы равен трём метрам. Ответ дайте в квадратных метрах. Число π примите равным 3,14.
Задание 7. На рисунке изображён прямоугольный коврик, на котором проведены его ось симметрии и несколько других прямых. Какая из прямых является осью симметрии прямоугольного коврика? Выберите верный вариант ответа.
Скачать ответы
Задание 8. Шахматисты Алина, Богдан, Витя, Галя и Дима собираются поехать на спортивные сборы, которые пройдут на базе отдыха в пригороде. До базы можно добраться с автовокзала на рейсовом микроавтобусе. Места в микроавтобусе пронумерованы.
К моменту покупки часть мест уже была раскуплена другими пассажирами (отмечены серым цветом на схеме). Ребята купили билеты на свободные места. Известно, что Галя займёт место рядом с Димой, который сядет за Витей. Алина займёт место с чётным номером в водительском ряду. Кроме того, Богдан и Витя будут сидеть напротив друг друга.

Задание 8.1. Рассмотрите схему посадочных мест и, пользуясь приведённым описанием, установите соответствие между именами ребят и номерами мест, которые они займут в микроавтобусе.
Скачать ответы
Задание 8.2. На предстоящих сборах девочки будут жить в двухместном номере, а мальчики — в трёхместном. Также каждый из них должен оплатить трёхразовое питание.
Известно, что сборы продлятся 3 суток. Сколько рублей составят суммарные расходы Богдана за время сборов с учётом дороги туда и обратно?
Скачать ответы
Задание 8.3. При предъявлении бейджа участника соревнований магазин сувениров делает скидку 10%..Сколько заплатит участник соревнований за сувенир стоимостью 800 рублей, если он воспользуется скидкой?
Задание 9. Наукоград – небольшой город, в котором расположена железнодорожная станция. Со второго пути отходят поезда, следующие по маршрутам Болховского направления (конечная станция – Болхов-Южный). На соответствующей платформе стоит терминал для покупки билетов. С его помощью можно приобрести билеты на все электрички Болховского направления.
Воспользуйтесь этим терминалом для решения следующих задач. Обратите внимание, что после оформления льготного билета терминал фиксирует льготу и при выборе последующих билетов (для того чтобы сбросить льготу, выберите «Нет льготы»; для изменения льготы выберите нужный пункт в меню оформления льготного билета).
Скачать ответы
Для выполнения заданий используйте имитационный блок:

Задание 9.1. Сколько рублей стоит билет без льгот до станции «Болхов-Северный» в одну сторону?
Задание 9.2. На сколько рублей дороже стоит билет «туда и обратно» без льгот от станции «Наукоград» до станции «Ведуны» по тарифу «Пассажирский», чем такой же билет по льготе «Школьник»?
Скачать ответы
Текст 2
В Нижнем Новгороде сохранилось около 500 деревянных и 200 каменно-деревянных домов XIX – начала XX века. Из-за пожаров и недостаточного ухода, которого требуют старинные здания, с каждым годом их становится всё меньше. Сегодня многие из сохранившихся знаменитых исторических зданий являются объектами культурного наследия, находятся под особой охраной государства. В их число входят знаменитые купеческие особняки. Нали́чник – архитектурная деталь, обрамление оконного или дверного проёма.
Мезони́н – надстройка над серединой здания. Фаса́д – наружная лицевая часть здания. Дом купцов Лошкарёвых и дом купца Климова – образцы деревянного зодчества. Фасад небольшого дома Климова, построенного в 1870–1871 годах архитектором Робертом Килевейном в стиле русского народного зодчества, обшит светлыми досками и богато украшен резьбой с растительными орнаментами: изгибающимися ветвями с листьями. А вот наличники на окнах отсутствуют. В доме Лошкарёвых (перестроен в 1870 году) с пятью окнами на фасаде, который из-за белых резных наличников, похожих на деревянное кружево, резных орнаментов под крышей и уютного мезонина напоминает игрушку, до сих пор живут потомки знаменитых купцов.
Атла́нты – скульптурные изображения мужских фигур, которые выполняют декоративную или опорную функцию (поддерживают какие-либо конструкции). Лепни́на – выпуклые рельефные украшения на фасадах и во внутренних помещениях зданий. Кариати́да – колонна, опора в здании в виде женской фигуры. В 1877 году по проекту архитекторов Роберта Килевейна и Петра Бойцова был сооружён в итальянском стиле каменный дом-дворец купца Рукавишникова. Пятьдесят комнат этого дома были предназначены для семьи из 8 человек. Фасад светлого серо-голубого трёхэтажного здания богато украшен лепниной, оконные простенки – кариатидами, а балкон второго этажа поддерживают атланты.
Особняк Рукавишниковых стал первым зданием в Нижнем Новгороде, где установили лифт, и именно здесь впервые появилось электричество. В 1906 году к зданию был проложен новый водопровод. Сегодня особняк, к реставрации которого приступили в 2007 году, является главным зданием Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. А в особняке купца Маркова (построен в 1915 году) – прочном каменном двухэтажном строении светло-жёлтого цвета с высокими окнами в виде арок, расположенными в центральной части здания, – сегодня учатся студенты Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.
Скачать ответы
Задание 10. Нижний Новгород

Нижний Новгород, история которого ведёт отсчёт от 1221 года, наряду с городами Золотого кольца России: Ростовом Великим, Ярославлем, Владимиром и другими является жемчужиной нашей страны. Один из крупнейших городов Российской Федерации, население которого составляет около 1 млн 300 тыс. человек, Нижний Новгород находится в 439 км от Москвы. Он расположен на месте слияния двух рек: Оки и Волги. Ока разделяет город на верхнюю и нижнюю части. Нижний Новгород можно назвать водной чашей: на его территории насчитывается 12 рек и более 30 озёр, самое крупное из которых, Мещерское, имеет площадь 14 га.
Современный Нижний Новгород – крупный экономический, транспортный, культурный и туристический центр Российской Федерации. Первый автомобиль появился в Нижнем Новгороде в 1896 году, а железная дорога – в 1862 году. Сегодня благодаря развитию железнодорожного транспорта от Москвы до Нижнего Новгорода с Восточного вокзала г. Москвы можно добраться на скоростном поезде «Ласточка» за 4 часа. В 2020 году по итогам народного голосования нижегородскому аэропорту Стригино было присвоено имя выдающегося лётчика Валерия Чкалова. Нижний Новгород не случайно считается родиной российской авиации.
В этом городе появился на свет родоначальник высшего пилотажа лётчик и авиаконструктор Пётр Нестеров, который в 1910 году построил летательный аппарат и самостоятельно осуществлял на нём полёты. А в 1913 году Нестеров разработал конструкцию авиационного двигателя мощностью 120 лошадиных сил с воздушным охлаждением и впервые выполнил мёртвую петлю. Традиции знаменитого земляка продолжил автор 15 фигур высшего пилотажа, советский лётчик, испытатель более 70 типов самолётов, Герой Советского Союза Валерий Чкалов.
Именем этого прославленного лётчика названа самая большая лестница России, сооружённая в центре Нижнего Новгорода в честь победы советских войск в Сталинградской битве и торжественно открытая в 1949 году.
Скачать ответы

Важным этапом развития российской авиации стала первая пассажирская авиалиния, которая была открыта между Нижним Новгородом и Москвой: 15 июля 1923 года в столицу был отправлен первый пассажирский самолёт «Юнкерс F–13», принадлежавший компании «Добролёт». Это воздушное судно могло взять на борт до шести пассажиров.
Им нужно было утеплиться, несмотря на то, что полёт выполнялся на высоте около 300 м и только в хорошую погоду. Полагалось надеть меховые унты́, тулуп и варежки. В полёт можно было взять 8 кг багажа бесплатно. Из-за отсутствия радиосвязи с землёй пилоту приходилось ориентироваться по наземным объектам, которые он видел с высоты: по рекам и полотну железной дороги.
Сегодня современный нижегородский аэропорт, находящийся в черте города, за день принимает десятки рейсов. А в музее аэропорта собрано более 4,5 тыс. экспонатов – документов, редких фотографий, моделей самолётов и наземного оборудования, – рассказывающих о важных этапах становления и развития отечественного авиационного транспорта.
Выберите два верных утверждения на основе информации, полученной из прочитанных текстов.
Волга разделяет город на верхнюю и нижнюю части.
В Нижнем Новгороде плохо развит туризм.
Нижний Новгород находится за пределами Золотого кольца России.
В Нижнем Новгороде сохранились только каменные купеческие дома.
Роберт Килевейн создавал дома и в русском, и в итальянском стилях.
Скачать ответы
Задание 11. На основе информации из текстов 1 и 2 расположите события из предложенного списка, связанные с историей Нижнего Новгорода, в соответствующем порядке: от самого раннего к самому позднему.

Задание 12. На основе информации из текстов определите, какие из приведённых утверждений соответствуют их содержанию, какие не соответствуют ему и о чём информация в текстах отсутствует (не сказано). В каждой строке выберите соответствующую ячейку.
Скачать ответы
Задание 13. Определите, подтверждаются ли следующие утверждения данными, приведёнными в текстах.
Задание 14. Используя информацию из текстов, переместите с помощью компьютерной мыши представленные ниже тезисы в соответствующие ячейки.

Задание 15. Выберите заглавие, которое наиболее точно отражает содержание текста 2.
Что такое русский стиль в архитектуре?
Купеческие особняки под охраной государства
Кто украшал старинные особняки?
Знаменитые архитекторы Нижнего Новгорода
Скачать ответы
Задание 16. На основе информации из текста 2 отметьте изображение, соответствующее особняку купцов Лошкарёвых.

Обоснуйте своё мнение. Приведите две характеристики (два признака) отмеченного Вами купеческого особняка, подтверждающие Ваш вывод.
Скачать ответы
Задание 17. Тайники Нижнего Новгорода Максим учится в 6-м классе. Его семья проводит семейный совет, на котором обсуждает маршрут прогулки – экскурсии по центру Нижнего Новгорода. Для того чтобы эта прогулка была интересна и взрослым, и детям, члены семьи хотят совместить её с игрой «Найди тайник».
На официальном сайте игры они нашли карту тайников Нижнего Новгорода и теперь выбирают те тайники и достопримечательности, которые отвечают их интересам. Интерактивная карта позволяет просматривать информацию о тайниках, а также выводить на экран их маршруты.

Маме Максима интересны тайники, связанные с именами великих людей, папа Максима работает архитектором, поэтому он выбирает те тайники, которые позволят познакомиться с памятниками архитектуры города. Вера – младшая сестра Максима – просит выбирать только традиционные тайники, чтобы получить сувенир на память. Максим мечтает в поисках тайника как можно дольше идти вдоль стен Нижегородского кремля.
А. Используйте интерактивную карту тайников, чтобы познакомиться с их описаниями и маршрутами. Для каждого тайника в таблице отметьте тех членов семьи, интересам которых он соответствует. Некоторые тайники могут не соответствовать ничьим интересам.
Б. На карте не найдётся ни одного тайника, который отвечает интересам всех членов семьи, поэтому было решено остановить свой выбор на паре тайников. Но выбрать пару нужно так, чтобы хотя бы один раз интересы каждого члена семьи были бы учтены. Составьте подходящую под это условие пару тайников, выбрав их названия из выпадающих списков:
Скачать ответы
Подпишитесь на наш телеграмм канал ,что бы не упускать новости образования, важные контрольные и проверочные работы – подписаться