МЦКО Русский язык 10 класс ответы и задания 14 апреля 2024. Разбираем реальные варианты заданий по МЦКО Русский язык.
Вариант 1 ответы
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1 и 2.
(1)В утренние часы огромный город кипит, и его неугомонные жители: спешащие прохожие, задумчивые мечтатели, неутомимые труженики – сплетают суету улиц в единое живое полотно. (2)Дома подслушивают их разговоры, витрины магазинов подмигивают заманчивым светом, а мостовые гудят от нескончаемого потока шагов. (3)В этом круговороте, в этом каменном улье каждый – часть пульсирующего ритма, и город, словно огромное сердце, бьётся в такт миллионам жизней. (4)А вечером улицы и площади окутываются мягким светом фонарей и ощущается особая атмосфера.
Скачать ответы на все варианты
Задание 1. Подберите и запишите синоним к слову «неутомимый» из предложения 1.
Задание 2. А. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит связь предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака».

Б. Выберите два верных примера этого средства выразительности.

Задание 3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
досуг, дождалась, надолго, столяр
Скачать ответы на все варианты
Задание 4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции из первого столбца подберите и переместите с помощью компьютерной мыши соответствующий пример.


Задание 5. Укажите предложения, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с нормами русского литературного языка.
На своё день рождение друг пригласил бывших одноклассников.
В экологическом форуме приняли участие директора крупных предприятий города.
Всем известно, что самая высочайшая гора в России – Эльбрус.
Хозяин дома вышел из комнаты, не проронив ни слова, и гости многозначительно переглянулись.
Скачать ответы на все варианты
Задание 6. А. Укажите слова, в которых пропущена гласная в суффиксе глагола.
Завис..шь от обстоятельств, спелая виш..нка, завед..вать кафедрой, намер..ваться выполнить, снега та..т, писаный красав..ц, обязательно выполн..те просьбу, посе..т зерно, ма..лся от безделья, старое пальт..цо, вывед..вать тайну, постро..нный объект, реж..щий нож, тонкая солом..нка, холщ..вый мешок.
Б. Вставьте в выделенные слова недостающие буквы.
Задание 7. Выберите правильный вариант написания слов, расположенных в скобках. Определите части речи этих слов, используя выпадающие списки.
Скачать ответы на все варианты
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10.
(1)Своё представление об истинном герое Александр Васильевич Суворов изложил в письме к своему крес..нику, Александру Карачаю, названному в его честь. (2)Ещё в детском возр..сте крес..ник Суворова, продемонстрировавший особые качества характера() был зачислен на военную службу поручиком. (3)Суворов по этому случаю послал ему письмо-наставление.(4)Суворов писал: «Достоинства военные суть: отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала, но оные должны быть руководимы порядком и дисциплиной, управляемы неусыпностью и прозорливостью.
(5)Будь чистосердечен с друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в поведении. (6)Являй искреннюю ревность к службе своему Государю, люби истинную славу, отличай любочестие от надменности и гордости, приучайся сызмальства прощать погрешности других и никогда не прощай их самому себе. (7)Обучай тщательно своих подчинённых и во всём подавай им пример. (8)Упражняй непр..станно глаз свой() только так стан..шь великим полководцем. (9)Умей пользоваться положением места. (10)Будь терпелив в трудах военных, не унывай от неудач. (11)Умей предупреждать случайные обстоятельства быстротой.
(12)Различай предметы истинные, сомнительные и ложные. (13)Остерегайся безвременной запальчивости. (14)Храни в памяти имена великих мужей и подражай им с благоразумием в своих военных действиях. (15)Непр..ятеля не презирай() каков бы он н.. был. (16)Старайся знать его оружие и способ, как оным действует и сражается; знай, в чём он силён и в чём слаб. (17)Приучай себя к деятельности неутомимой, повелевай счастьем, один миг иногда доставляет победу. (18)Счастье покоряй себе быстротой Цезаря, коий и средь бела дня умел своих врагов уловлять и окружать и нападал на них, когда и где хотел. (19)Не упускай пресекать непр..ятелям жизненные припасы, а своему войску учись всегда доставлять пропитания вдоволь.
(20)Да возвысит тебя Господь до геройских подвигов знаменитого Карачая». (21)В книге «Дух великого Суворова» есть ра..каз() как Александр Васильевич наказывал ново..пределившихся офицеров из столицы. (22)Если они являлись к нему не по форме одетыми, то он тотчас разыгрывал с ними шутку. (23)Он начинал при их по..влении кричать, делать вид() что боится их, уползал в угол и часто за стол и пр..сил, чтобы как можно скорее удалили от него новое странное привидение. (24)Кто-нибудь из его офицеров уводил испугавшегося великолепно убранного молодого человека, всё объяснял в ближайшей горнице, советовал оставить щегольство, переменить причёску, надеть мундир по форме.
(25)Если после этого молодой офицер входил к Суворову, тот принимал его с учтивостью, расспрашивал о чём-либо, а о происшедшем или вовсе не упоминал, или с полусерьёзным видом говорил, что он прежде этого до смерти был испуган каким-то призраком. (26)Александр Васильевич любил всё русское, внушал любовь к Родине и повторял, что гордится тем, что он русский. (27)Не нравилось ему, если кто-нибудь старался подражать французам в выговоре и манерах.
(28)Одному чтецу на французском языке он сказал: «Читай и говори по-французски так, чтобы все знали, что ты русский!» (29)Если Суворов знакомился близко с иностранцем, то любил называть его по имени и отчеству. (30)В бытность его в Финляндии он имел под своим начальством генерал-майора, инженера Прево де Люмьяна, которому велел называться Иваном Ивановичем, так его впоследствии и называли. (31)Горячий, живой патриотизм Суворова поражает нас. (32)Он был родным сыном России, сердце его билось русской кровью и в соответствии с сердцем действовал разум.
Скачать ответы на все варианты
Задание 8. Выберите все ключевые слова и/или словосочетания, раскрывающие тему текста.

Задание 9. Укажите все ответы, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
Представление (предложение 1). Официальная бумага, содержащая осведомление, ходатайство о чём-либо.
Труд (предложение 10). Работа, занятие.
Являться (предложение 22). Приходить, прибывать.
Скачать ответы на все варианты
Задание 10.1. Сформулируйте позицию автора по указанной проблеме: «Каким должен быть военный человек?» Выберите вариант ответа, в котором верно сформулирована позиция автора.
Военный человек должен уметь красиво излагать свои мысли.
Военный человек должен быть воспитанным и начитанным человеком.
Военный человек должен быть истинным героем и обладать многими достоинствами.
Военный человек должен всё время помнить о своих родителях, жене, детях, друзьях и близких.
Скачать ответы на все варианты
Задание 10.2. Выберите два примера, важных для понимания проблемы исходного текста: «Каким должен быть военный человек?»
Вставьте в выбранных примерах пропущенные буквы и знаки препинания.

Задание 10.3. кажите, верно или неверно определено средство связи предложений в следующих фрагментах.
Скачать ответы на все варианты

Вариант 2 ответы
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1 и 2.
(1)Пришла тёплая, солнечная весна и, словно кудесница, превратила всё в цветущий сад. (2)Вокруг всё стало зелёным и праздничным. (3)Летит весна на своих крыльях, а мы радостно и весело её встречаем. (4)Первые подснежники пробиваются сквозь тонкий слой снега и словно вырываются на свободу из глубокого заточения. (5)Этот погожий радостный день запомнится мне надолго. (6)Весенняя капель с самого утра стучит в мои окна. (7)Солнышко пригрело, и сразу начали таять сосульки, словно мороженое в жаркий день.
Скачать ответы на все варианты
Задание 1. Подберите и запишите антоним к слову «радостно» из предложения 3.
Задание 2. А. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Открытое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо общему признаку».

Б. Выберите два верных примера этого средства выразительности.
Скачать ответы на все варианты

Задание 3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
дешевизна, прозорлива, клала, загнутый
Скачать ответы на все варианты
Задание 4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции из первого столбца подберите и переместите с помощью компьютерной мыши соответствующий пример.

Задание 5. Укажите предложения, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с нормами русского литературного языка.
Указатели информировали о движении поездов с Москвы.
Мы закалились и окрепли, потому что регулярно занимались спортом.
В нашем магазине нет мандарин.
Наши позиции в игре оказались более выгодными, и потому мы победили.
Скачать ответы на все варианты
Задание 6. А. Укажите слова, в которых пропущена гласная в приставке.
Оф..рмлять комнату, з..переться в комнате, ярко г..рели, д..говориться о встрече, пр..мьера спектакля, р..списаться в документе, пр..школьный участок, глупый галч..нок, пр..соединиться к группе, м..ровой судья, владел..ц дома, сильный ур..ган, ож..говое отделение, ..добное тесто.
Б. Вставьте в выделенные слова недостающие буквы.
Задание 7. Выберите правильный вариант написания слов, расположенных в скобках. Определите части речи этих слов, используя выпадающие списки.
Скачать ответы на все варианты


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10.
(1)Тот, кто любит искусство истинно, кто любит поэзию, литературу, не должен искусственно ограничивать себя только одной сферой и пребывать в полном равнодушии к музыке, танцу, живописи… (2)Людям свойственно всестороннее развитие интересов и вкусов. (3)И я даже как-то не представляю себе человека, который любил бы серьёзную музыку и оставался бы глух к поэзии Пушкина, Блока, Маяковского, никогда не читал бы Толстого, Чехова.
(4)Или страстного знатока литературы, поэзии, который не бывал в Эрмитаже, Третьяковской галерее, в Русском музее. (5)Не очень п..верю я в его любовь к стихам() стихи полны впечатлений от п..лотен великих художников… (6)Где найти чудака, который изучает Шекспира, а в театре никогда не бывал? (7)Уж кто его любит, не пропустит «Гамлета» ни в театре, ни на экране! (8)Даже тот, кто не обладает активным музыкальным слухом, если он человек культурный по-настоящему, он ходит на концерты. (9)Как можно добровольно отказаться от величайших ценностей, накопленных человечеством?
(10)Как можно без них правильно судить об искусстве и о его воздействии на людей? (11)По счастью, человек, развивший в себе способности воспринимать искусство, не ограничивает себя какой-то одной областью, а, наоборот, стремится как можно больше узнать и ощутить эту благотворную связь искусств. (12)Разве наше представление о Пушкине ограничивается его сочинениями? (13)Нет! (14)Мы не можем назвать почти ни одного большого русского композитора, который не создал бы оперу на пушкинский текст, не положил бы на музыку пушкинские стихи. (15)Даргомыжский написал на текст Пушкина «Русалку»; Мусоргский – народную драму «Борис Годунов»; Римский-Корсаков – «Сказку о царе Салтане», «Моцарта и Сальери», «Золотого петушка»; Чайковский – «Онегина», «Пиковую даму», «Мазепу»; Рахманинов – «Алеко»; Глиэр – «Медного всадника»…
(16)Пушкинские сюжеты в изобразительном искусстве сост..вляют целую пушкиниану, которую начинают такие художники, как Брюллов, Репин, Врубель. (17)А какие вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина создал выдающийся советский гравёр Владимир Фаворский! (18)И отличные иллюстрации к «Борису Годунову» – художник-график Евгений Кибрик. (19)А облик самого Пушкина! (20)Памятник работы скульптора Опекушина на Пушкинской площади в Москве. (21)Памятник в Санкт-Петербурге() созда..ый скульптором Аникушиным: вдохновенное изображение Пушкина в момент вдохновенного чтения стихов – разве это не прод..лжение пушкинской темы в искусстве?
(22)А исполнение стихов Пушкина и его прозы… (23)Например, Игорь Владимирович Ильинский «рассказывает» «Золотого петушка» так, что пушкинская сказка начинает сверкать новыми красками – чистыми, звонкими, радует тонким юмором, остротой, сатирой на царей и их приближённых. (24)А разве воплощённый Шаляпиным образ Бориса Годунова в опере Мусоргского не прод..лжение Пушкина? (25)Или шаляпинский Мельник в «Русалке»? (26)А шаляпинский же Сальери?..
(27)Каждый() кого интересует не только отдельное произведение, но и совокупн..сть впечатлений, которую сост..вляет понятие «культура», каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, все его сущности, или, как ещё говорят, ипостаси. (28)Знакомство с искусством, поэзией, литературой вызывает стремление не только воспринимать прекрасное, но и многое знать об этом прекрасном и о том, кем оно создано, как создано, когда. (29)Рождается желание глубоко постигнуть, осмыслить ..вления и сопост..вить одно ..вление с другим. (30)Отсюда наш интерес к истори.. искусства, литературы, к биографии создателей г..ниальных творений, к процессу их творчества, к той эпохе() в которую они жили.
(31)Разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры. (32)Каждому ..влению отводится своё место. (33)И каждое ..вление оценивается не только само по себе() но и в сопост..влении с другими. (34)Значительное, великое мы научаемся отличать от пошлого и преходящего. (35)Великие творения слушаем, смотрим и перечитываем неоднократно. (36)И с каждым разом находим в творениях всё больше красот.
Скачать ответы на все варианты
Задание 8. Выберите все ключевые слова и/или словосочетания, раскрывающие тему текста.

Задание 9.Укажите все ответы, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
Чудак (предложение 6). Странный, чудной человек.
Активный (предложение 8). Деятельный, энергичный.
Сверкать (предложение 23). Выражать, обнаруживать какие-либо яркие качества.
Скачать ответы на все варианты
Задание 10.1. Сформулируйте позицию автора по указанной проблеме: «Кого можно назвать культурным человеком?»
Выберите вариант ответа, в котором верно сформулирована позиция автора.
Культурный человек – это тот, кто глубоко способен постичь какой-то один вид искусства.
Культурный человек тот, кто обладает широким кругозором, стремится познать искусство с разных сторон.
Только того, кто ценит живопись, можно назвать поистине культурным человеком.
Культурным можно назвать такого человека, который может неоднократно смотреть, слушать, перечитывать разные творения.
Скачать ответы на все варианты
Задание 10.2. Выберите два примера, важных для понимания проблемы исходного текста: «Кого можно назвать культурным человеком?»
Вставьте в выбранных примерах пропущенные буквы и знаки препинания.

Задание 10.3. Укажите, верно или неверно определено средство связи предложений в следующих фрагментах.
