МОШ Филология ответы и задания 5-11 класс. Московская олимпиада школьников по Филологии для учащихся 5-11 классов разбираем задания и ответы 25 ноября 2024 – 15 декабря 2024
МОШ Филология ответы и задания 5 класс
Задание 1. Отметьте среди приведённых пар слов синонимы.
глубокий – мелкий
летать – полетать
огромный – громадный
шкаф – дверца
дерево – берёза
Ответ: огромный – громадный
Задание 2. Укажите те слова, в которых букв меньше, чем звуков.
тайга
играть
моль
доярка
ёжик
буква
Ответ: доярка, ёжик
Задание 3. Выберите лишнюю пару слов.
животное – крокодил
водоём – озеро
птица – воробей
дерево – тополь
скала – камень
мебель – стул
Ответ: скала – камень
Задание 4. Выберите те слова, в которых количество букв равно количеству звуков.
скамья
заснуть
поесть
яма
разъедать
любовь
Ответ: скамья, поесть
Задание 5. Отметьте среди приведённых пар слов антонимы.
осадки – снег
кошка – лапа
думать – придумать
мизерный – миниатюрный
дом – улица
хороший – плохой
Ответ: хороший – плохой
Задание 6. Укажите лишнее слово из ряда.
коровка
дорожка
берёзка
собачка
обезьянка
заколка
Ответ: заколка
Задание 7. Выберите лишнюю пару слов.
диван – мебель
сталь – рельс
стекло – банка
керамика – чашка
пластик – кубик
Ответ: диван – мебель
Задание 8. Отметьте слово, в котором есть две приставки.
перезвон
соавтор
разбудить
перерасход
отцвести
Ответ: перерасход
Задание 9. Укажите те слова, в которых букв больше, чем звуков.
туя
лепить
проём
редька
речка
морской
Ответ: лепить, редька
Задание 10. Выберите те слова, в которых буква Ь служит для обозначения существительного третьего склонения.
пьём
пень
долька
берёшь
вошь
рожь
лось
Скачать ответы на все задания МОШ
МОШ Филология ответы и задания 6 класс
Прочитайте текст и выполните задания
О.Е. Емельянова (р.1944)
- Погода мерзкая была –
- Шёл дождь, и на дороге слякоть.
- По ней, понурив морду, шла
- Ужасно грустная собака.
- Пролаял ей из будки пёс:
- «Эй, заходи, вдвоём теплее!»
- Но та лишь опустила нос
- И прочь пошла, себя жалея:
- «Одна я мокну под дождём,
- И нет ни друга, ни приюта!»
- Другой пролаял пёс: «Идём!
- Я знаю место, где уютно!
- Ещё, глядишь, и кость дадут!»
- Но очень грустная собака
- Сказала: «Ты иди! Я тут
- Останусь!» – и давай вновь плакать:
- «Несчастная! Почто меня
- На свете никому не жалко?
- Насквозь уже промокла я…»
- «Иди скорей сюда, страдалка! –
- Пролаял третий пёс с крыльца. –
- Тихонько в сени прокрадёмся,
- Там есть лежанка из сенца,
- Тепло и сухо. Ты не бойся,
- Хозяин не прогонит нас!
- Куда в такую-то погоду!»
- Собака же и в этот раз
- Понуро опустила морду,
- И прочь от дома побрела,
- Стеная: «Дождь идёт! Темнеет!
- Ни друга нету, ни угла!
- Умру, никто не пожалеет!»
- Такие люди тоже есть –
- Иной несчастен днём и ночью
- Не потому, что повод есть,
- А сам счастливым быть не хочет.
2015
Задание 1. Отметьте среди приведённых пар слова синонимы.
читать – чтение
высокий – низкий
грубить – хамить
кресло – спинка
гриб – мухомор
Ответ: грубить – хамить
Задание 2. Выберите те слова, в которых букв меньше, чем звуков.
тыква
ель
ястреб
прятать
приём
мойка
Ответ: ястреб, приём
Задание 3. Отметьте среди приведённых пар слова антонимы.
собака – хвост
плакать – рыдать
растение – цветок
добрый – злой
глубокий – глубина
солнце – дождь
Ответ: добрый – злой
Задание 4. Выберите из ряда слов те, в которых букв больше, чем звуков.
речной
боярин
шея
разлить
вечер
метель
Ответ: разлить, метель
Задание 5. Укажите лишнюю пару слов.
глина – кувшин
металл – серебро
золото – кольцо
железо – труба
шёлк – платок
Ответ: металл – серебро
Задание 6. Укажите из данного ряда те слова, в которых количество букв равно количеству звуков.
забрать
старьё
кровать
ёлка
подъехать
заявить
Ответ: старьё, заявить
Задание 7. Выберите лишнюю пару из ряда.
человек – мужчина
птица – орёл
жидкость – вода
строение – изба
машина – мотор
Ответ: машина – мотор
Задание 8. Укажите лишнее слово из ряда.
клювик
прудик
годик
тазик
рыжик
садик
Ответ: рыжик
Задание 8. Выберите те слова, в которых буква Ь служит для обозначения существительного третьего склонения.
брошь
полька
льёт
день
ответь
блажь
стоишь
Ответ: брошь, блажь
Задание 9. Отметьте слово, в котором есть две приставки.
перекроить
попридержать
собеседник
отозваться
раскудахтаться
Скачать ответы на все задания МОШ
МОШ Филология ответы и задания 7 класс
Задание 1. Выберите те слова, в которых букв меньше, чем звуков.
разъём
горько
пылкий
ёмкость
палка
яркий
приют
Ответ: яркий, приют
Задание 2. Отметьте среди приведённых пар слов синонимы.
молчать – молчание
телевизор – экран
широкий – узкий
еда – пирог
спелый – зрелый
Ответ: спелый – зрелый
Задание 3. Выберите те слова, в которых букв больше, чем звуков.
якорь
утюжок
бороться
лепнина
стая
лесть
Ответ: бороться, лесть
Задание 4. Выберите те слова, в которых количество букв равно количеству звуков.
изъявить
юла
бадья
записать
приехать
сладость
Ответ: бадья, приехать
Задание 5. Отметьте среди приведённых пар слов антонимы.
питьё – квас
причалить – отчалить
ручка – стержень
инфекция – зараза
толстый – толщина
Ответ: причалить – отчалить
Задание 6. Выберите те слова, в которых буква Ь служит для обозначения мягкости предшествующего согласного.
молодёжь
тушь
гвоздь
батька
ешь
шью
Ответ: гвоздь, батька
Задание 7. Отметьте слово, состоящее только из корня и окончания.
колкий
опорный
овсяный
мыл
идёт
Ответ: идёт
Задание 8. Выберите те слова, в которых буква Ь служит для обозначения существительного треть его склонения.
стучишь
пустошь
галька
залежь
вьётся
спорь
конь
Ответ: пустошь, залежь
Задание 9. Укажите лишнее слово в ряду.
кумушка
жёнушка
вдовушка
болтушка
тётушка
невестушка
Скачать ответы на все задания МОШ
Задание 10. Выберите те слова, в которых буква Ь употребляется исключительно по традиции и никак не влияет на произношение.
напрочь
кутья
борьба
мыльница
голубь
кашляешь
моль
Скачать ответы на все задания МОШ
МОШ Филология ответы и задания 8 класс
Задание 1. Укажите словосочетание, которое может быть фразеологическим оборотом.
натереть спину
намазать ногу
надушить волосы
намочить руку
намылить голову
Ответ: намылить голову
Задание 2. Выберите лишнюю пару из ряда слов.
камень – дом
куст – растение
мрамор – плита
медь – проволока
шерсть – носок
гранит – стена
Ответ: куст – растение
Задание 3. Отметьте правильное количество членов предложения в предложении Известный на всю округу своим искусством дядя Митя жарит самый вкусный шашлык.
11
9
12
8
10
Ответ: 10
Задание 4. Глаголы висеть, гореть относятся
к первому спряжению
ко второму спряжению
к разноспрягаемым глаголам
к неправильному спряжению (как глагол есть)
ни к какому спряжению
Ответ: ко второму спряжению
Задание 5. Глаголы верещать, молчать относятся
к первому спряжению
ко второму спряжению
к разноспрягаемым глаголам
к неправильному спряжению (как глагол есть)
ни к какому спряжению
Ответ: ко второму спряжению
Задание 6. Даны следующие начальные формы слов: паз, волос, лов, лось. Какие согласные звуки есть в совокупности во всех этих формах слов?
[п], [з], [в], [л], [с], [с’]
[п], [з], [в], [л], [с]
[п], [с], [в], [л], [ф], [c’]
[п], [з], [л], [л], [ф], [с], [с’]
[п], [с], [ф], [л], [с’]
Ответ: [п], [с], [в], [л], [ф], [c’]
Задание 7. Отметьте слово, в котором есть два суффикса.
колкий
бережок
носик
старушка
разрисую
Ответ: старушка
Задание 8. Укажите лишнее слово в ряду.
павлиний
бизоний
соседний
тюлений
тараканий
кабаний
Ответ: соседний
Задание 9. Отметьте слово, состоящее только из корня и окончания.
тля
шла
перчик
пламенный
горюет.
Скачать ответы на все задания МОШ
Задание 10. Отметьте слово, в котором основа совпадает с корнем.
жарко
полёвка
сострить
жить
клеить
Скачать ответы на все задания МОШ
МОШ Филология ответы и задания 9 класс
Задание 1. Даны следующие формы слов: юг, бек, йод, яства. Какие согласные звуки есть в
совокупности во всех этих формах слов?
(б], [к]. (й]. (д], (с]. [т]. [в]
[г], [п], (к], [й], [д], (э], [т], [в]
[й], [к], (б], [т], (с], [в]
[г], (б], (к], [й], [д], (с], [т], [в]
[г], [к], [й], [д], (с], [т], [в]
Ответ: [й], [к], (б], [т], (с], [в]
Задание 2. Выберите в данном ряду формы слов с нулевым окончанием.
зайти
никогда
пиши
молодого
кашне
бельё
рыбий
Ответ: пиши, рыбий
Задание 3. Выберите лишнее слово из ряда.
газировка
столовка
духовка
торговка
перловка
литровка
Ответ: торговка
Задание 4. При склонении у числительных пять, девять совпадают формы
именительного, винительного, дательного и предложного падежей
именительного и родительного падежей
родительного и винительного падежей
именительного, винительного и предложного падежей
родительного, дательного и предложного падежей
Ответ: родительного, дательного и предложного падежей
Задание 5. Отметьте слово, в котором основа совпадает с корнем.
привезла
вязкий
трясти
спал
взморье
Ответ: трясти
Задание 6. Укажите словосочетание, которое может быть фразеологическим оборотом.
впустить кота в комнату
завести лошадь в стойло
заманить осла в хлев
позвать собаку во двор
пустить козла в огород
Ответ: пустить козла в огород
Задание 7. Выберите форму слова, окончание у которой состоит из одного гласного звука.
дышит
летят
санатория
красками
мёл
мел
строителей
Ответ: санатория
Задание 8. Выберите лишнюю пару слов.
слыть – репутация
иметься – наличие
видеть – зрение
играть – актёр
говорить – речь
Ответ: играть актёр
Задание 9. Укажите правильный разбор по составу формы восстаний из предложения Это было время периодически вспыхивающих восстаний. Нулевое окончание обозначено цифрой 0 (ноль).
1
2
3
4
5
Скачать ответы на все задания МОШ
Задание 10. У русского глагола в большинстве случаев две основы: основа инфинитива (чита-ть,
тряс-ти, жа-ть, нача-ть и т.п.) и основа настоящего (будущего простого) времени
(читают (чита[й]-ут), тряс-ут, жмут, начнут и т.п.).
Укажите два глагола, основа инфинитива которых содержит на один звук больше, чем основа настоящего (будущего простого) времени.
ругаться
притвориться
украсть
брать
лелеять
Скачать ответы на все задания МОШ
Укажите два глагола, основа инфинитива и основа настоящего (будущего простого) времени которых имеют одинаковое число звуков.
перевести
застать
разорить
возить
примять
Скачать ответы на все задания МОШ
Укажите два глагола, основа настоящего (будущего простого) времени которых содержит на один звук больше, чем основа инфинитива.
жевать
заставить
кликнуть
почернеть
закаляться
Скачать ответы на все задания МОШ
МОШ Филология ответы и задания 10 класс
Задание 1. Выберите форму слова, окончание у которой состоит из одного гласного звука.
разбирательствах
вёл
перелесках
сбываются
вол
пенсии
даров
Ответ: пенсии
Задание 2. Даны следующие формы слов: шьёт, льёшь, лёд, даль. Какие согласные звуки есть в
совокупности во всех этих формах слов?
[ш], [й], [т], [л’], [д], [л]
[ш], [й], [т], [л], [л’]
[ш], [й], [т], [л’]
[ш], [й], [т], [л’], [д]
[ш], [й], [л’], [д]
Ответ: [ш], [й], [т], [л’], [д]
Задание 3. Укажите правильный разбор по составу формы расставаний из предложения Она пережила много расставаний. Нулевое окончание обозначено цифрой 0 (ноль).
1
2
3
4
5
Ответ: 4
Задание 4. Выберите формы слов с нулевым окончанием.
лежи
лицо
иногда
потратить
волчий
макраме
белыми
Ответ: лежи, волчий
Задание 5. Укажите существующее в русском языке фразеологическое выражение
не всё лисе Святки
не всё коту Масленица
не всё ослу Радоница
не всё коню Троица
не всё корове Покров
Ответ: не всё коту Масленица
Задание 6. Укажите лишнее слово из ряда.
соринка
льдинка
пылинка
снежинка
икринка
песчинка
Ответ: льдинка
Задание 7. Отметьте слово, в котором основа совладает с корнем.
донесла
лупоглазый
летит
робкий
горел
Ответ: летит
Задание 8. Выберите лишнюю лару слов.
править – руль
строгать – рубанок
резать – нож
торговать – товар
грести – весло
Ответ: торговать – товар
Задание 9. При склонении у числительных сорок, сто сов падают формы
именительного и родительного падежей
родительного, дательного, творительного и предложного падежей
именительного, винительного и предложного падежей
только да тельного и пред ложного падежей
именительного, винительного, дательного и предложного падежей
Скачать ответы на все задания МОШ
Задание 10. Соотнесите утверждения с рядами слов (или форм слов).
Утверждения
Чередование гласных в корне зависит от наличия / отсутствия последующего суффикса, обозначающего несовершенный вид глагола.
Чередование гласных в корне зависит от основы глагола (основа неопределённой
формы и основа настоящего времени}.
Чередование гласных в корне зависит от твёрдости-мягкости последующего согласного и от наличия / отсутствия ударения на гласном корня (отражается на письме при условии, что используются все буквы алфавита).
В корне нет чередований гласных, которые бы отражались на письме.
греть – нагревать – греющий – подогретый
строить – строитель – постройка – застраивать
петь – запел – спетый – (про)поёт – пой – поющий
метла – мету – метём – подмёл
Скачать ответы на все задания МОШ
МОШ Филология ответы и задания 11 класс
Задание 1. Из шести представленных выражений четыре являются словосочетаниями. Укажите два выражения, которые не являются словосочетаниями.
будут звонить
толстое стекло
ходить по лесу
сон о море
только она
приехать издалека
Ответ: будут звонить, только она
Задание 2. Выберите форму слова, окончание у которой состоит из одного гласного звука.
рассказами
загородный
носков
чулок
мал
мял
порхают
терпению
Ответ: терпению
Задание 3. Укажите в данном ряду формы слов с нулевым окончанием.
тёмными
племена
соболий
прекратить
рантье
когда-то
поклянись
Ответ: соболий, поклянись
Задание 4. Даны следующие формы слов: цирк, сердце, едкий, редкий. Какие согласные звуки есть в совокупности во всех этих формах слов?
[ц], (р), [к], (с’], [д], (р’], [т], [к’], [й]
[ц], (р], [к], (с’], (р’], [т], [к’), [й]
[ц], (р], [к]. (с], [д], (р’], [й]
[ц], (р], [к], (с’], [д], [т], [к’], [й]
[ц], (р], [к]. (с], [д], (р’], [к’]
Ответ: [ц], (р], [к], (с’], (р’], [т], [к’), [й]
Задание 5. При склонении словосочетаний в единственном числе женского рода у прилагательных золотой, большой совпадают формы
только именительного, винительного и творительного падежей
родительного, дательного, творительного и предложного падежей
только родительного, дательного и предложного падежей
только родительного, дательного и творительного падежей
именительного, винительного и предложного падежей
Ответ: родительного, дательного, творительного и предложного падежа
Задание 6. Укажите лишнюю пару слов.
обслуживать – клиент
боготворить – кумир
есть – пища
лечить – пациент
играть – роль
происходить – событие
Ответ: происходить – событие
Задание 7. Укажите правильный разбор по составу формы произведений из предложения Чтобы написать хорошее сочинение, надо хорошо знать много произведений. Нулевое окончание обозначено цифрой 0 (ноль).
1
2
3
4
5
Ответ: 5
Задание 8. Укажите лишнее слово из ряда.
ребячество
человечество
казачество
купечество
студенчество
юношество
Ответ: ребячество
Задание 9. Отметьте слово, в котором основа совпадает с корнем.
пригрел
подверг
стойкий
конный
завести
Скачать ответы на все задания МОШ
Задание 10. Укажите существующее в русском языке фразеологическое выражение.
вот тебе, дедушка. и Петров день
вот тебе, батюшка, и Ильин день
вот тебе, бабушка, и Юрьев день
вот тебе, тётушка, и Трифонов день
вот тебе, матушка. и Васильев день
Скачать ответы на все задания МОШ
Задание 11. У русского глагола в большинстве случаев две основы: основа инфинитива (чита-ть,
тряс-ти, жа-ть, нача-ть и т.n.) и основа настоящего (будущего простого) времени
(читают (чита[й]-ут), тряс-ут, ж.11-ут, начн-ут и т.n.).
Укажите два глагола, основа настоящего (будущего простого) времени которых на один
звук больше, чем основа инфинитива
приходить
расстаться
жить
побороть
прожевать
Скачать ответы на все задания МОШ
Задание 12. Укажите два глагола, основа инфинитива которых содержит на один звук больше, чем основа настоящего (будущего простого) времени.
пронять
завезти
надеть
ворчать
сорвать
Скачать ответы на все задания МОШ
Задание 13. Укажите два глагола, основа инфинитива и основа настоящего (будущего простого)
времени которых имеют одинаковое число звуков.
загореть
гулять
нанять
забрать
плыть
Скачать ответы на все задания МОШ
Задание 14. Укажите варианты ответов, в которых есть числительные, имеющие три непостоянных грамматических признака: род, падеж и одушевлённость/неодушевлённость.
четыре
оба
десять
шестеро
пятьсот
Скачать ответы на все задания МОШ
два непостоянных грамматических признака: падеж и одушевлённость/неодушевлённость.
четыре
пять
ОДИН
тринадцать
оба
Задание 16. Соотнесите утверждения с рядами слов (или форм слов).
Утверждения
Чередование гласных в корне зависит от основы глагола (основ а неопределённой формы и основа настоящего времени).
Чередование гласных в корне зависит от твёрдости-мяrкости последующего согласного и от наличия/отсутствия ударения на гласном корня (отражается на письме при условии, что используются все буквы алфавита).
В корне нет чередований гласных, которые бы отражались на письме.
Чередование гласных в корне зависит от наличия/отсутствия последующего суффикса, обозначающего несовершенный вид глагола.
лес – лесистый – лесной – полесье
хром – хромой – хрометь – прихрамывать
село – заселить – nосёлок – выселки
мыть – помыл – вымытый – (про)моет – мой – моющий
Скачать ответы на все задания МОШ
Подпишитесь на наш телеграмм канал ,что бы не упускать новости образования, важные контрольные и проверочные работы – подписаться