Делаем разбор заданий с ответами Московской олимпиаде школьников “МОШ” по Экологии для учащихся 9 классов. Дата проведения 01 ноября 2024 – 17 ноября 2024 гг.
Задание 1: На экологической олимпиаде в Москве собрались ученики из разных регионов России. Среди участников была Катя из Сибири, исследующая влияние таяния многолетней мерзлоты на экосистемы и хозяйственную деятельность. Андрей из Калмыкии занимался проектом по восстановлению популяции сайгаков, вымирающего вида, обитающего в его родных степях, а предметом исследования Даши из Москвы являются экосистемные услуги.
Какие из предложенных утверждений верны для экосистемы тундры?
активная деятельность почвенных микроорганизмов
малое количество видов растений
короткий вегетационный период
высокая биологическая продуктивность
Скачать полные ответы
Задание 2: Как называются кристаллы льда с расширенными полостями, заполненными газом, в т. ч. метаном, вызывающим парниковый эффект? (Ответ – одно слово).
Задание 3: Учёные подсчитали, что в вечной мерзлоте тундры и на дне Северного Ледовитого океана скрывается около 60 млрд тонн метана (так называемого «метанового мороженого»). Выберите риски, которые могут возникнуть при разработке этих месторождений, а также их таяния вследствие изменения природных условий.
риск глобального похолодания
риск усиления глобального потепления
риск взрыва «метанового мороженого»
риск образования провалов грунта
Скачать полные ответы
Задание 4: В каком заповеднике восстанавливается и сохраняется уникальная калмыцкая популяция сайгака? (Ответ – два слова).
Задание 5: В какой стране обитает самое большое количество сайгаков?
в Монголии
в Туркменистане
в России
в Казахстане
Скачать полные ответы
Задание 6: Блага, которые мы получаем от экосистем, могут быть разделены на экосистемные услуги и экосистемные товары. В таком случае под товарами обычно имеют в виду материальные блага. Однако под экосистемными услугами человек подразумевает только то, что приносит ему пользу. Следовательно, некоторые природные процессы и явления обычно не оцениваются. В таком случае их нельзя отнести ни к товарам, ни к услугам экосистем.
Прочитайте приведённые примеры и классифицируйте их на экосистемные товары, услуги и то, что к ним не относится.
заготовка древесины
явление зоохории
добыча ископаемого топлива
сбор лекарственных трав
восстановление здоровья и экотуризм
опыление сельскохозяйственных культур
добыча известняка
охота на животных ради меха
экосистемные товары
экосистемные услуги
пример не относится ни к экосистемным товарам, ни к экосистемным услугам
Скачать полные ответы
Задание 7: 25 июня 2024 года студенты Антонина, Виктор и Владислав успешно сдали сессию и решили отпраздновать это событие, устроив пикник. Место для пикника было выбрано за городом, на территории лесного массива в Дмитровском районе Московской области. Расположившись на полянке, ребята стали готовиться к мероприятию: Виктор и Владислав пошли за дровами, а Антонина, увидев ягоды (фото № 1 и № 2), принялась их собирать и угощать друзей. Особенно вкусной и ароматной была ягода № 1 И как же её было много – почти полная 2 килограммовая корзина набралась.
Наступил вечер. Студенты, оставив на полянке тлеющий костёр, а под кустом несколько пустых стеклянных бутылок из-под газировки, отправились по домам.
Назовите ягоды, которые собирала Антонина. (В ответе укажите названия, каждое название в отдельном поле ответа).
Задание 8: С каким краснокнижным растением столкнулись ребята во время своего пикника? (В ответе укажите одно слово).
Скачать полные ответы
Задание 9: Используя таблицы 1 и 2, рассчитайте размер вреда, причинённого лесным природным объектам действиями Антонины. (В ответе укажите число с точностью до 1 рубля).
Таблица 1. Таксы для исчисления размера вреда, причинённого лесам
Вид нарушения | Размер ущерба |
1. Заготовка живицы, осуществляемая с нарушением установленных правил, а равно самовольно | 5-кратная стоимость живицы, исчисленная по ставкам платы за единицу объёма живицы |
2. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, осуществляемые с нарушением установленных правил, а равно самовольно, а также их порча или уничтожение пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, камыша, тростника, луба | 2-кратная стоимость пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, камыша, тростника, луба, исчисленная по ставкам платы за единицу объёма недревесных лесных ресурсов |
3. Заготовка пищевых лесных ресурсов (дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян, древесных соков) и сбор лекарственных растений, осуществляемые с нарушением установленных правил, а равно самовольно | 2-кратная стоимость дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян, древесных соков, лекарственных растений, исчисленная по ставкам платы за единицу объёма пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений |
Примечание: Размер такс подлежит увеличению в 10 раз при определении размера вреда, причинённого в связи с незаконной заготовкой пищевых лесных ресурсов или сбором лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.
Таблица 2. Ставки платы за единицу объёма пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений
Виды лесных ресурсов | Ставка платы(рублей за единицу измерения) | |
Московская область | ||
Древесные соки | 128,4 за 1 ц | |
Пищевые лесные ресурсы: | ||
дикорастущие плоды | 10,7 за 1 кг | |
дикорастущие ягоды | 10,7 за 1 кг | |
дикорастущие грибы | 10,7 за 1 кг | |
дикорастущие орехи | 10,7 за 1 кг | |
семена | 10,7 за 1 кг | |
Лекарственные растения | 10,7 за 1 кг |
Задание 10: Сколько будут разлагаться в естественной природной среде стеклянные бутылки, оставленные ребятами под кустом?
до 100 лет
более 100 лет
более 200 лет
более 500 лет
более 1000 лет
Скачать полные ответы
Задание 11: В прошлом году Катя отдыхала в «Артеке» и познакомилась там с Зафаром. Зафар, черноволосый, с ослепительной белозубой улыбкой, рассказал, что приехал в Россию из жаркой страны, расположенной в той части далёкого континента, где находится самая крупная пустыня в мире. Как и Катя, Зафар увлекается экологией, особенно его интересует взаимоотношение особей или групп особей того или иного вида с условиями среды. Катя изучает биоценозы. За время смены ребята подружились и договорились приехать друг к другу в гости. Зафар рассказал, что давно мечтает побывать в смешанном лесу. И вот летом он приехал к Кате в гости, и ребята сразу отправились на экскурсию в лес. Зафар был поражён разнообразием и внешним видом деревьев и кустарников. На его родине растительный покров очень разрежен и представлен злаками и кустарниками с обширной и глубокой корневой системой, а также однолетниками. Катя рассказала, что лес – очень сложный живой организм и в 1944 году выдающийся советский и российский учёный, основоположник научного направления – биоценологии, ввёл понятие леса как биогеоценоза. Почти рядом с дорогой ребятам встретилась лисица. Зафар её сразу узнал, но долго удивлялся, почему у неё такие короткие уши. А вот ёжик показался ему таким же милым и шустрым, как и у него на родине. «Только у наших ежей ноги длиннее и уши больше», – добавил Зафар. «Зато наши лисицы и ежи крупнее», − улыбнулась Катя, вспомнив экологическое правило. Зафар не стал спорить и согласился, что встреченные ими животные отличаются более крупными размерами. Экскурсию прервал летний дождь, и ребятам пришлось бегом возвращаться домой.
Из какого региона мира приехал Зафар? (Ответ – два слова).
Задание 12: Как называется раздел общей экологии, которым интересуется Зафар? (Ответ – одно слово).
Скачать полные ответы
Задание 13: Как называется комплекс морфологических, анатомических и физиологических признаков, возникающих у растений как приспособление к засушливым условиям обитания? (Ответ – одно слово).
Задание 14: О каком учёном рассказала Катя Зафару на экскурсии в лесу? Напишите полностью имя, отчество и фамилию учёного. (Каждое слово запишите в отдельное поле ответа).
Скачать полные ответы
Задание 15: Как называется лисица с длинными ушами, обитающая на родине Зафара? (Ответ – одно слово).
Задание 16: Какое правило объясняет различия в размерах выступающих частей тела животных в разных климатических зонах? (Ответ – одно слово).
Задание 17: О каком экологическом правиле вспомнила Катя, когда говорила о сравнительных размерах животных? (Ответ – одно слово).
Скачать полные ответы
Задание 18: Прочитайте текст. Для заполнения пропусков ответьте на вопросы.
29ноября 2024 года исполняется (1) лет со дня основания одной из старейших природоохранных организаций в России «(2)», цель создания которой – объединение научных сил и наиболее прогрессивно мыслящей общественности для восстановления и рационального использования природных ресурсов страны. Эта организация взяла на себя выполнение функций общественного (3) за использованием природных ресурсов, за выполнением природоохранного законодательства. Перед организацией стояли задачи по обеспечению охраны (4) и (5).
(1) Впишите количество лет.
(2) Впишите полное название организации (все слова в именительном падеже).
(3) Деятельность граждан и некоммерческих организаций, направленная на достижение прозрачности работы органов государственной власти и местного самоуправления, учёт общественного мнения, повышение эффективности государства, усиление его ответственности перед обществом и т. д. (Ответ – одно слово).
(4) Категория особо охраняемых природных территорий (ООПТ), к которым относят отдельные ценные и примечательные природные объекты или сравнительно небольшие комплексы, представляющие научный, познавательный или эстетический интерес. (Ответ – два слова, каждое в отдельном поле ответа).
(5) Категория особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения, в границах которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. (Ответ – одно слово).
Скачать полные ответы