Диагностическая работа № 4 по русскому языку Вариант РЯ2491001 РЯ2491002. Сочинение 05.02.2025. Подготовка к ОГЭ 8-9 класс
Вариант РЯ2491001
Прочитайте текст и выполните одно из заданий (1.1, 1.2 либо 1.3).
(1)Дед ходил за дикой малиной на Глухое озеро и вернулся с перекошенным от страха лицом. (2)Он долго кричал по деревне, что на озере завелись черти. (3)В доказательство дед показывал порванные штаны: чёрт якобы клюнул деда в ногу и их порвал. (4)Деду никто не верил. (5)Даже
сердитые старухи твердили, будто у чертей отродясь не было клювов и что черти в озёрах не водятся.
(6)Вечером мы позвали деда к себе – расспросить о чёрте. (7)Дед рассказал, что чёрта он встретил на протоке, у самого озера. (8)Там он кинулся н а д еда и так долбанул клювом, ч то дед у пал в кусты малины, завизжал не своим голосом, а потом вскочил и бежал до самого Горелого болота.
– (9)Чуть сердце не хрястнуло. (10)Вот какая получилась завёртка!
– (11)А какой из себя этот чёрт?
(12)Дед заскрёб затылок.
– (13)Ну, вроде птица, – сказал он нерешительно. – (14)Голос вредный,
сиплый, будто с простуды. (15)Птица не птица – пёс его разберёт.
– (16)Не сходить ли нам на Глухое озеро? (17)Всё-таки любопытно, – сказал Рувим, когда дед ушёл, попив чаю с баранками.
– (18)Тут что-то есть, – ответил я.
(19)Мы вышли на следующий день. (20)Я взял двустволку.
(21)На Глухое озеро мы шли впервые и потому прихватили с собой провожатым деда.
(22)Весь день мы пробирались сосновыми лесами. (23)Шли без дорог, перебирались через сухие болота. (24)Только к закату мы вышли на берег озера и развели костёр.
(25)Дед сидел у костра.
– (26)Ну, где же твой чёрт, Митрий? – спросил я.
– (27)Тама… – дед неопределённо махнул рукой в заросли осинника. –(28)Куда рвёшься? (29)Утром искать будем. (30)Нынче дело ночное, тёмное, мрачное, погодить надо. (31)На рассвете я проснулся. (32)С сосен капал тёплый туман. (33)Дед сидел у костра и торопливо крестился. (34)Мокрая его борода мелко дрожала.
– (35)Ты чего, дед? – спросил я.
– (36)Доходишься с вами до погибели! – пробормотал дед. – (37)Слышь, кричит! (38)Буди всех!
(39)Я прислушался. (40)Спросонок ударила в озере рыба, потом пронёсся над водой страшный, пронзительный и яростный крик. «(41)Уэк! – кричал кто-то. – (42)Уэк-уэк!» (43)В темноте началась возня. (44)Что-то живое тяжело забилось в воде, и снова злой голос прокричал с торжеством: «Уэк, уэк!»
(45)С озера долетали странное щёлканье и деревянный стук, будто там дрались палками мальчишки.
(46)Я растолкал Рувима. (47)Он проснулся и сказал испуганно:
– Надо ловить!
(48)Я взял ружьё. (49)Мы поползли к берегу озера. (50)На чёрной воде плавала громадная птица. (51)Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом. (52)Головы не было видно – она
вся, по длинную шею, была под водой. (53)Мы оцепенели. (54)Птица вытащила из воды маленькую головку, похожую на яйцо, заросшую курчавым пухом. (55)На голове, как будто приклеенный, располагался громадный клюв с кожаным красным мешком. – (56)Пеликан! – тихо сказал Рувим. – (57)Это кудрявый пеликан. (58)Я таких знаю.
«(59)Уэк!» – предостерегающе крикнул пеликан и посмотрел на нас красным глазом.
(60)Из пеликаньего клюва торчал хвост толстого окуня. (61)Пеликан тряс шеей, чтобы протолкнуть окуня в желудок. (62)Тогда я вспомнил о газете – в неё была завёрнута копчёная колбаса.
(63)Я бросился к костру, вытряхнул из рюкзака колбасу, расправил засаленную газету и прочёл объявление, набранное жирным шрифтом:
ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ ЗВЕРИНЦА ПО УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ СБЕЖАЛА АФРИКАНСКАЯ ПТИЦА ПЕЛИКАН. (64)ПРИМЕТЫ: ПЕРО РОЗОВОЕ И ЖЁЛТОЕ, БОЛЬШОЙ КЛЮВ
С МЕШКОМ ДЛЯ РЫБЫ, НА ГОЛОВЕ ПУХ. (65)ПТИЦА СТАРАЯ, ОЧЕНЬ ЗЛАЯ, НЕ ЛЮБИТ И БЬЁТ ДЕТЕЙ, ВЗРОСЛЫХ ТРОГАЕТ РЕДКО. (66)О НАХОДКЕ СООБЩИТЬ В ЗВЕРИНЕЦ ЗА ПРИЛИЧНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ.
– (67)Ну, – сказал Рувим, – что будем делать? (68)Стрелять жалко, а осенью он подохнет от холода.
– (69)Дед сообщит в зверинец, – ответил я. – (70)И, кстати, получит благодарность. (71)Дед пошёл с опаской на берег смотреть чёрта.
– (72)Вот он, твой леший, – сказал Рувим. – (73)Гляди!
– (74)И-и-и, милай!.. – (75)Дед захихикал. – (76)Да разве я что говорю?
(77)Ясное дело – не чёрт. (78)Пущай живёт на воле, рыбку полавливает. (79)А вам спасибо. (80)Шалая птица, сроду такой не видал.(81)Через два дня дед поехал в город, нашёл на базарной площади зверинец и рассказал о пеликане. (82)Из города приехал рябой человек и
забрал пеликана. (83)Дед получил от зверинца сорок рублей и купил на них новые штаны.
Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 1.1, 1.2 или 1.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 1.1, 1.2 или 1.3.
1.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют сравнения?».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют сравнения?».
Сравнения играют важную роль в художественном тексте, помогая автору сделать описание более выразительным, живым и наглядным. Они создают яркие образы, передают эмоциональное состояние персонажей и усиливают впечатление от событий.
В рассказе К. Г. Паустовского встречаются интересные сравнения, которые помогают читателю лучше представить происходящее. Например, в предложении (54) автор описывает голову пеликана: «Птица вытащила из воды маленькую головку, похожую на яйцо, заросшую курчавым пухом». Это сравнение делает внешний вид птицы более наглядным, подчёркивая её необычность и экзотичность.
Ещё один пример — в предложении (15): «Птица не птица – пёс его разберёт». Это выражение передаёт растерянность и недоумение персонажа, который не может точно определить, что за существо перед ним. Такое сравнение помогает передать атмосферу таинственности и страха перед неизвестным.
Таким образом, сравнения делают текст более выразительным, помогают создать живые образы и передать настроение героев, что делает чтение более увлекательным и эмоционально насыщенным.
Сочинение-рассуждение на тему «Как страх влияет на восприятие человеком окружающей реальности?».
Сравнения играют важную роль в художественном тексте, делая описание более выразительным и наглядным. Они создают яркие образы, передают эмоции персонажей и усиливают впечатление от событий.
В рассказе К. Г. Паустовского есть сравнения, помогающие читателю лучше представить происходящее. Например, в предложении (54): «Птица вытащила из воды маленькую головку, похожую на яйцо». Это подчёркивает необычность и экзотичность птицы.
Ещё один пример – в предложении (15): «Птица не птица – пёс его разберёт». Это выражение передаёт растерянность героя, усиливая атмосферу таинственности.
Таким образом, сравнения делают текст более выразительным, создают живые образы и передают настроение героев.
Фраза «– Не сходить ли нам на Глухое озеро? Всё-таки любопытно… – Тут что-то есть» подчёркивает стремление героев разгадать тайну и их исследовательский интерес.
Во-первых, герои не отмахиваются от рассказа деда, а решают проверить историю. В предложении (19) говорится: «Мы вышли на следующий день. Я взял двустволку», что подтверждает их решимость.
Во-вторых, в момент встречи с пеликаном герой говорит (56): «Пеликан! Это кудрявый пеликан». Оказалось, что загадочное существо – всего лишь экзотическая птица. Это доказывает, что их любопытство привело к разгадке тайны.
Таким образом, приведённая фраза подчёркивает важность стремления к познанию, благодаря которому герои разобрались в происходящем.
Страх влияет на восприятие реальности, заставляя людей преувеличивать опасность и видеть угрозу там, где её нет.
Пример из рассказа подтверждает это: дед, испугавшись, решил, что столкнулся с чёртом. В предложении (3) говорится: «чёрт якобы клюнул деда в ногу и их порвал». Однако позже выясняется, что это был пеликан, а страх исказил реальность.
В жизни подобное тоже встречается. Например, человек, идя ночью по тёмному переулку, может испугаться тени, приняв её за опасность. Воображение дорисовывает угрозу, которой нет.
Таким образом, страх может искажать реальность, но преодолевая его, человек способен избежать ошибок в восприятии ситуации.
Вариант РЯ2491002
Прочитайте текст и выполните одно из заданий (1.1, 1.2 либо 1.3).
(1)На следующий день заведующий учебной частью Борис Афанасьевич опять пришёл в Колин класс на урок литературы, чтобы проверить, насколько молодая учительница справляется с классом. (2)Он был очень серьёзен.
– (3)Переходим к повторению. (4)Не подведите. (5)Ну, что было задано на
дом? – сказала Лидия Николаевна.
(6)Почти весь класс поднял руки. (7)Особенно старался Женя, победоносно поглядывавший на Колю и Володю.
(8)Борис Афанасьевич оглядел класс и сделал какую-то пометку в блокноте.
– (9)Женя Липатов! – сказала Лидия Николаевна.
– (10)Художественные особенности романа в стихах «Евгений Онегин», –
бойко начал Женя. – (11)Перечислить?
– (12)Не надо, – остановила его учительница. – (13)Просто расскажи нам, что тебе особенно запомнилось.
– (14)Мне запомнилось всё, Лидия Николаевна! – ответил Женя.
– (15)Хорошо. (16)Расскажи о пейзаже.
(17)Почти дословно Женя выпалил текст из учебника:
– Пейзаж в романе дан деревенский и городской. (18)С преобладанием деревенского. (19)Картины сельской природы даны в различное время года: летом, зимой и весной… (20)Могу привести примеры на каждое и назвать главы. (21)Пейзаж зимний…
– (22)Не надо, Женя… (23)Какую роль… – начала учительница. (24)Но Женя перебил:
– (25)Ясно, Лидия Николаевна. (26)Роль пейзажа. (27)Поэт пользуется пейзажем для характеристики своих героев, особенно Татьяны, а также для выражения своих личных настроений: «Рады мы проказам матушки-зимы»; «Как грустно мне твоё явленье, весна…», «…приближалась довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора».
– (29)Но я не сказал главного, – не сдавался Женя. – (30)В пейзаж Пушкин часто включает человека и животных. (31)Например: «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь». (32)Крестьянин – человек. (33)«Его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь». (34)Лошадка – животное. – (35)Что за подход к Пушкину! – возмутилась Лидия Николаевна.
– (36)Нормальный! – сказал Женя. – (37)Как в учебнике.
– (38)Ты просто бездумно выучил всё, что было в учебнике. (39)А что у Пушкина ты больше всего любишь?
– (40)Я всё люблю, Лидия Николаевна! (41)Каждая его строка – шедевр!
– (42)Ах, вот как…
– (43)А разве нет? – спросил Женя ехидно, понимая безопасность своей позиции.
– (44)Шедевр, – вынуждена была согласиться Лидия Николаевна. – (45)Но, может быть, лично тебе больше нравится Лермонтов или Некрасов? (46)Женя подумал, потом улыбнулся:
– (47)А разве можно оценивать поэта вне конкретной исторической обстановки? (48)Каждый для своего времени… (49)Нет, Лидия Николаевна, вы задайте вопросик потруднее! (50)Борис Афанасьевич весело откинулся на спинку скамейки. (51)Он преподавал физику и в этом поединке был явно на стороне Жени. – (52)Хорошо, я задам, – сказала учительница. – (53)Тебе никогда не
казалось, Женя, что всё, чем я вот здесь с вами занимаюсь, ерунда и при желании ты мог бы написать стихи не хуже Пушкина? (54)Только откровенно. (55)Женя похолодел. (56)Потом попробовал улыбнуться:
– (57)Что вы, Лидия Николаевна… (58)Пушкин – гений… (59)Но тут он невольно с опаской посмотрел на Колю и, встретив его пристальный и какой-то необычно требовательный взгляд, сказал:
– А если казалось? (60)Что, мне за это двойку поставят? (61)Мало ли что я про себя думаю.
– (62)Понятно, Липатов, – сказала Лидия Николаевна. – (63)А вот литература как раз и занимается тем, о чём человек про себя думает. (64)Садись.
– (65)Можно я отрывок прочту? – взмолился Женя.
– (66)Отрывок нам прочтёт Володя Сорокин. (67)Класс привычно зашумел.
– (68)Шум, шум! (69)Опять шум, – учительница постучала карандашом по столу.
(70)Неуклюжий юноша вырос над партой. (71)Учительница ждала. (72)Володя молчал.
– (73)Ты учил отрывок к сегодняшнему уроку? – спросила Лидия Николаевна мягко, как кошка.
– (74)У него всё равно ничего не получится! – как всегда, ввязался в разговор Женя. – (75)Он после школы решил в Институт физкультуры податься. (76)Все засмеялись.
– (77)Липатов! – одёрнула Женю Лидия Николаевна. (78)Класс приумолк.
– (79)Так как же, Володя?
– (80)«Его пример другим наука…» – пробормотал он.
– (81)«Но, чёрт возьми, какая скука…» – подсказал Женя.
– (82)Не «чёрт возьми», а «боже мой», – поправил его Володя. (83)Он не выговаривал букву «р» – слегка картавил:
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь.
– (84)Ну вот, ты же знаешь, – обрадовалась Лидия Николаевна. –
(85)Липатов, дай-ка свою хрестоматию Сорокину. (86)Пусть он нам просто вслух прочтёт. (87)Для меня главное не в том, чтобы зазубрить наизусть.
– (88)Подумаешь, так каждый сможет… – сказал Женя, передавая книгу Володе.
– (89)Читай, Сорокин! – сказала Лидия Николаевна.
…(90)Какое низкое коварство
Полуживого забавлять…
(91)Класс насторожился, а в глазах учительницы загорелся луч надежды. (92)А Володя всё больше воодушевлялся. (93)Забыв про хрестоматию, он продолжал декламировать, его глаза горели, он наслаждался удивлением, появившимся на Женином лице. (94)И стало наконец понятно, что стихи,
которые были заданы на дом, ироничные, смешные, живые и настоящие.
…(95)Вздыхать и думать про себя:
«Когда же чёрт возьмёт тебя!»
(96)Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.
(97)Володя осёкся, потому что из ручки, которой он стал размахивать, полились чернила. (98)Чернила предательски побежали по рукаву Володиной куртки, ожидая от класса соответствующей подросткам реакции. (99)Но никто не засмеялся, кроме Жени. (100)Его одинокое «гы-гы» прозвучало в полной тишине, и он виновато огляделся по сторонам, готовый провалиться со стыда сквозь землю.
(101)Зазвучал звонок.
– (102)Отлично, Володя! – сказала учительница. (103)Борис Афанасьевич и Лидия Николаевна пробирались к учительской по шумному школьному коридору.
– (104)Что за чудо с Володей Сорокиным? – сказал завуч. – (105)Вот никогда не ожидал!
– (106)А я ждала, – ответила Лидия Николаевна. – (107)Он знает наизусть всего «Онегина». (108)Только на уроках всегда царил Женя Липатов со своими насмешками, и поэтому Володя молчал. (109)Не хотел, чтоб хихикали над тем, что ему дорого.
Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) – русский советский поэт-песенник, драматург и сценарист.
Сочинение на тему «Какую роль в тексте играют эпитеты?»
Эпитеты в тексте играют важную роль, помогая передать атмосферу и чувства персонажей, а также усиливая выразительность описаний. Они делают язык более ярким и образным, создавая у читателя определённое настроение.
Например, в тексте встречаются такие эпитеты, как «победоносно поглядывавший» (Женя, старающийся выделиться на фоне одноклассников) и «неуклюжий юноша» (Володя, который стесняется и неуверен в себе). Эти эпитеты помогают читателю увидеть не только внешность персонажей, но и их внутреннее состояние: Женя полон уверенности, а Володя — скромности и неуклюжести.
Таким образом, эпитеты не просто украшают текст, но и помогают глубже понять персонажей и их переживания.
Сочинение-рассуждение на тему «Что такое ВДОХНОВЕНИЕ?»
Вдохновение — это особое чувство, которое побуждает человека создавать что-то новое, проявлять свои таланты и способности. Это состояние, когда идеи приходят сами собой, и человек чувствует необычайную энергию для работы. Вдохновение может быть вызвано как внешними обстоятельствами, так и внутренними переживаниями.
В тексте мы видим пример вдохновения у Володи Сорокина. Когда он начал читать стихотворение, его глаза загорелись, он увлёкся и почувствовал, как слова оживают. Это вдохновение помогло ему проявить себя, и его исполнение оказалось неожиданным и ярким.
Из моего опыта могу привести пример, когда я сам почувствовал вдохновение во время занятия творчеством. Работая над проектом, я вдруг осознал, что нашёл нестандартное решение, и это наполнило меня силой и желанием продолжать.
Вдохновение даёт человеку силы создавать и открывать новые горизонты, и это не всегда можно объяснить рационально — это чувство, которое приходит неожиданно, но имеет огромное значение для творчества и самовыражения.
Подпишитесь на наш телеграмм канал ,что бы не упускать новости образования, важные контрольные и проверочные работы – подписаться