РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Школьный этап олимпиады по русскому языку для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения Республика Татарстан 16 / 116 регион
Задание 1.
Ученик из слова олимпиада составил следующие слова:
Пила, олимп, лампа, плод, мода, диплом, лом, пол, идиома, лад.
В каких словах встречаются звуки, отсутствующие в слове олимпиада? Ответ обоснуйте.
Скачать ответы и варианты
Задание 2.
На какие группы можно разделить следующие слова? Выделите корни в словах.
Барс, барсук, барский, барствовать, барсовый, барсучонок, барство.
Задание 3.
В каком ряду пропущена одна и та же гласная? Выпишите этот ряд слов.
А) пр…бывать в городе, пр…зирать врага, пр…вратный;
Б) пр…даться мечтам, пр…клонить голову, пр…творить дверь;
В) пр…терпеться к неудобствам, пр…станище, пр…ступить закон.
Скачать ответы и варианты
Задание 4.
Определите значение данных диалектных слов. Обратите внимание на лексическое значение, содержащееся в корне слова.
Утиральник, курник, опадь, ушкан, крутень.
Задание 5.
Известный лингвист А.Б. Шапиро назвал слова категории состояния «беспризорными». Почему ученый так назвал слова категории состояния? Ответ обоснуйте, приведя примеры предложений со словами категории состояния.
Скачать ответы и варианты
Задание 6.
Какой частью речи являются выделенные слова.
Как я рад нашей встрече!
Мы должны беречь природу!
Как он смел!
Как он смел?
Это был тот самый город.
Задание 7.
Прочитайте текст, выполните задания.
1) Найдите в тексте сравнения. Как они выражены?
2) В предложении 2 подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
(1) Слово — звезда. (2) В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. (3) Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку, на его путях в пространстве и времени.
(4) Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей на земле, горит еще тысячи лет. (5) Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.
Задание 8.
Дано предложение: Танцующие, танцующие с поющими, – поющие.
Сколько в этом предложении знаменательных слов? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Ответ обоснуйте.
Задание 9.
Какие ошибки допущены в следующих предложениях? Назовите и исправьте эти предложения.
1) Задев ветку, она медленно закачалась.
2) Лежащие комья снега на ветвях давили их книзу.
3) Неожиданно отпрянув, у меня слетела шапка.
4) Папа привез из командировки памятные сувениры.
5) Она умела смотреть прямо в глаза с правдой.
Скачать ответы и варианты
Задание 10.
Не задумывался ли ты вести подкасты (подкаст – это тематическая аудиопрограмма, которую можно слушать онлайн или скачать для дальнейшего прослушивания) о русском языке? Какую бы тему русского языка ты выбрал для записи подкаста? Напиши сочинение-миниатюру.